Спустя 20 дет после его начала, можно с уверенностью говорить, что либерально-капиталистический проект в Украине провалился.
Деградация всех направлений жизнедеятельности, начиная с образования и науки и заканчивая экономикой и промышленностью – это системный результат этого эксперимента. Депопуляция, систематическое превышение смертности над рождаемостью, массовое бегство украинцев за границу, как на заработки, так и на постоянное жительство – его демографический результат. Деморализация, падение нравов, популяризация гомосексуализма и прочих извращений, терпимость к самым ужасным преступлениям, атомизация общества, многократный рост преступности, алкоголизма и наркомании, всеобщая невротизация населения – это его социальный результат. Падение культурного уровня, превращение из «самой читающей страны мира» в страну, где текст больше трёх страниц у 90% населения вызывает ужас – это культурный результат капиталистического эксперимента.
По состоянию на 1991 год капитализация народного хозяйства Украины по экспертным оценкам составляла порядка двух триллионов долларов, или в расчёте на одного человека – порядка 40 тысяч долларов (или в эквиваленте 2011, с учётом падения покупательной способности доллара – порядка 160 тысяч).
Я не буду заострять внимание на том, что из своей доли в десятки тысяч граждане получили только ваучер стоимостью в 20 долларов (пиковая цена) – то, что «приватизация» была простым ограблением украинского народа, уже давно всем очевидно.
Украина за 20 лет не только не смогла выйти на уровень производства 1991 года, но и растеряла значительную часть своих производственных мощностей. По состоянию на 1991 по ряду направлений мы были «впереди планеты всей», а если и было технологическое отставание (о котором так любят писать критики СССР), то оно было далеко не везде и составляло максимум 2-3 года от топ-эндовских технологий, что не критично.
В результате приватизации и неолиберальных реформ целый ряд направлений промышленности был попросту уничтожен, а технологическое отставание в оставшихся составляет 20 и больше лет (поскольку 95% всех производств не модернизировалось с советских времён). Так, например, в металлургии, Украина является последней страной в мире, всё ещё использующей доменные печи, а украинский металлопрокат занимает последнее место в мире по качеству (при его чрезвычайно высокой себестоимости и зависимости от поставок природного газа).
В результате неолиберальных реформ, осуществляемых по рекомендациям МВФ последовательно всеми президентами и правительствами Украины, начиная с Кравчука, часть госсобственности в экономике упала до 5-6%. Что беспрецедентно в мировой истории, поскольку даже в странах с либеральными экономиками этот показатель никогда не падает ниже 25%, а зачастую составляет 50% и выше. Фактически Украина является площадкой уникального неолиберального эксперимента, по всем параметрам провалившегося. Милтон Фридман, взглянув на Украину, должен повеситься на собственном галстуке от стыда, поскольку она наглядно демонстрирует всё убожество неолиберальной экономической теории (впрочем, как и продолжающийся экономический кризис в США). Состояние экономики стремительно ухудшается, а либералы продолжают твердить «больше приватизации, нас спасёт либерализация экономики». Куда уж либеральней?! Прямо как в том анекдоте про лося «Я пью, а мне всё хреновей и хреновей». И всё большему числу людей очевидно, что пациент умирает именно от «лекарства».
Фактически, все наши партийные группировки и ФПГ ведут себя как стервятники, и вместо попыток оздоровления экономики проводят соревнование, кто оторвёт кусок побольше от умирающей добычи. И это не особенности украинского менталитета – олигархи во всём мире демонстрируют подобное поведение. Это системный кризис экономического либерализма, глобальный мировой и локальный украинский одновременно.
Причем вышесказанное касается не только партии власти, но и политических группировок второго эшелона – и Тигипко, и Яценюк, и другие «лидеры оппозиции» в свое время занимали ключевые позиции, поддерживали либеральные реформы и являются неотъемлемой частью системы.
Все макроэкономические показатели, даже приукрашенные официальной статистикой, показывают устойчивые тренды падения. Без комплексного изменения парадигмы развития Украину уже в ближайшее время ждет коллапс. Например, внешний долг два с половиной года назад составлял 15 млрд. долларов, полтора года назад – 30 млрд., а на сегодняшний день уже превысил 56 млрд. долларов. Очевидно, что рост внешнего долга покинул линейный участок графика и превратился в экспоненту, рост которой в рамках существующей системы не остановим. Те же тенденции можно видеть и в любых других знаковых показателях.
Продажа земли, о которой последнее время так много говорят, будучи сама по себе катастрофой, сможет лишь отсрочить ужасный конец существующей системы, лишь усугубив его тяжесть.
Демографическая картина также постоянно демонстрирует негативные тенденции. На 1991 год население составляло почти 52 миллиона. По самым скромным подсчетам, за время либерального шабаша в Украине оно сократилось на 6,5 млн. Примерно столько же покинуло Украину в поисках лучшей жизни.
Эти факты тщательно скрываются или замалчиваются (недаром уже 10 лет в стране не проводится перепись населения), но достаточно легко вычисляются по косвенным данным. Госкомстат показывает, что население устойчиво сокращается со скоростью 20-30 человек в месяц. Большинство экспертов считают эти данные заниженными. Так по данным потребления хлеба население Украины составляет на сегодняшний день примерно 38 млн. И лишь с наступлением очередных выборов нас внезапно снова оказывается 52 млн., поскольку власть активно использует «мертвые души» для фальсификации выборов.
При этом в «империи зла» СССР даже в послевоенные годы население стабильно росло.
С обретением независимости Украины (формальной, поскольку в глобализированном мире ни одна страна не может быть по-настоящему независимой) наша страна подверглась массированным психологическим атакам сразу по нескольким направлениям. Во-первых, миллионы людей оказались деморализованы крушением их жизненных ценностей и идеалов, а также устоявшихся правил взаимодействия в обществе. Если в социальном государстве общественный договор можно было сформулировать как «ты – обществу, общество – тебе», то после развала СССР правило стало звучать «никаких правил, каждый сам за себя». А с таким подходом ничего не построишь. В капиталистическом мире честный труженик – всегда лох.
Во-вторых, оказалось, что система советской агитации и пропаганды – детский сад по сравнению с массированным промыванием мозгов, проводимым либеральными СМИ. Если в Советском Союзе наряду с официальной точкой зрения всегда присутствовал неформальный (кухонный) дискурс, то либеральная пропаганда тотально проникает во все слои жизнедеятельности, не оставляя человеку пространства для собственного полета мысли и критического мышления.
В-третьих, психика советских людей не имела иммунитета к воздействию рекламы, поскольку кроме «Летайте самолетами Аэрофлота» и «Храните деньги в сберегательной кассе» в СССР не было рекламы. На этом фоне, а также ввиду отсутствия адекватного законодательства о рекламе, психика неподготовленных людей подвергалась мощным воздействиям, часто запрещенным в других странах – шоковой рекламе, воздействию на образы и ассоциации, а также сплошь и рядом попросту заведомо ложной информацией.
В-четвертых, после падения «железного занавеса» к нам ринулись проповедники и шарлатаны всех мастей. Буйным цветом расцвели различные секты (часто запрещенные в других странах как тоталитарные и деструктивные культы), а также оккультизм и самые разнообразные суеверия.
В-пятых, исчезла советская система охраны границ, самая надежная в мире, защищавшая нас, кроме всего прочего, от контрабанды наркотиков и различных психотропных препаратов.
И через открывшиеся границы на нас хлынул поток порнографии, пропаганды сексуальных извращений (однополой любви, садомазохизма и прочего), а также потребительского отношения к противоположному полу. На место возвышенных стихов «серебряного века» пришли похоть и разврат.
Это, а также ряд других факторов, в совокупности привело к падению системы ценностей, деградации морали, росту в разы наркомании, алкоголизма, венерических заболеваний, детской преступности и тяжелых уголовных преступлений. Кроме того, разрушение системы солидаризма фактически делает невозможным любые масштабные инфраструктурные проекты, требующие мобилизации усилий всего народа.
Жизнь в обществе, где «человек человеку волк», где отсутствуют социальные гарантии и уверенность в завтрашнем дне, в условиях перманентных экзистенциальных стрессов, неизбежно приводит к невротизации, к многочисленным нервным расстройствам и срывам. А обилие лживой, пропагандистской и рекламной информации ещё больше мешает адекватной оценке действительности и нормальной жизнедеятельности.
Пропаганда эгоизма, индивидуализма и потребительского образа жизни привела не только к повседневному равнодушию к бедам других людей, но даже к деградации самого понятия любви. Значительный рост количества браков по расчету, взаимного использования и манипуляций, вражды даже между близкими родственниками, нежелания иметь детей, а в случае их появления лишь безразличное и халатное отношение к их воспитанию, рост числа разводов вплоть до 90% от числа заключаемых браков – все это последствия капиталистической, эксплуатационной, потребительской системы отношений. И, как результат, - неполные семьи, травмированные дети, огромное количество детей в детдомах, откуда они с 98% вероятностью попадают в тюрьму, а также свыше сотни тысяч бездомных детей, брошенных на произвол и никому не нужных.
Отношение к детям всегда наглядно показывает общее отношение к будущему. Так же, как полное отсутствие программ развития и долгосрочных проектов. Всей нашей власти за 20 лет поголовно начхать на будущее Украины. Их дети учатся в лондонских школах, выходят замуж за иностранцев, их счета в швейцарских банках, а активы в офшорах. Они даже живут за границей, прилетая в Украину лишь на работу (про «70 маленьких самолетиков» не писал только ленивый). Соответственно, и отношение к Украине как к территории, которую можно и нужно грабить.
Они систематически сдают интересы Украины как во внешней, так и во внутренней политике. Масштабы таких «сдач» определяются только положением чиновника и его возможностями. Например, если Тигипко продает французам цементные заводы, а Порошенко уничтожает сахарную промышленность, то Ющенко отдал румынам часть нефтеносного шлейфа Черного моря, а Янукович уступает позиции по демаркации границ и отдает ГТС.
Как можно требовать патриотизма от рядовых граждан, если «элиты» постоянно демонстрируют пренебрежение интересами страны? Тем более, если граждане от этого государства много лет не видели ничего, кроме налоговых поборов, правового нигилизма и произвола чиновников? И это не «специфические украинские реалии», если внимательно изучать мировой опыт, то становится очевидным, что это общая черта всего либерального мира.
Можно было бы ожидать, что после обретения независимости произойдёт рост украинской культуры, которая, по утверждениям националистов, «во времена СССР подвергалась притеснениям». Но на деле наоборот, украинская культура оказалась в глубоком загоне. Система самодеятельности, развивавшая народные песни и танцы, в новых реалиях оказалась никому не нужна и существует в остаточном состоянии за счёт отдельных энтузиастов. Огромный пласт украинских фильмов и культурологических программ не интересен коммерческому телевидению. Киноиндустрия за много лет сняла буквально несколько фильмов, а киностудия им. Довженко выживает за счёт аренды своих помещений.
Кроме того, советская система образования была улучшенным синтезом двух лучших в мире систем – французской и английской, а потому сама была лучшей в мире. Она давала фундаментальные знания, формировала системное и критическое мышление, воспитывала самодостаточных людей. А сегодняшнее образование – это обучение навыку сдачи тестов (система «Зазубрил, Сдал, Забыл»), фактически неприменимое в реальной жизни. Подавляющее большинство сегодняшних квалифицированных специалистов – самоучки.
Украина была республикой в составе самой читающей страны мира. Издавалось просто огромное количество книг, научной и технической литературы, мировой классики, а также произведений украинских и советских писателей. На сегодняшний день редкий молодой человек читает что-то за пределами школьной программы, а про состояние украинского книгопечатания я лучше помолчу (о мёртвых или хорошо, или ничего).
Немногие оставшиеся философы и мыслители говорят о возвращении Тёмных Веков и Новом Феодализме. Опять же, в рамках либеральной парадигмы падение морали, культуры, уровня образования – это общемировая тенденция.
Как мы видим (и мои тезисы можно легко развить и дополнить, например, затронут медицину и систему пенсионного обеспечения), отход от социалистической модели общества и либерализация всех сфер не привели к улучшению ни в одной из сфер. Не произошло притока инвестиций, не случилось развития науки и модернизации экономики, о которых много лет нам пели пропагандистские песни различные «поцхаверы». Не вырос уровень жизни, не увеличились возможности (не считать же возможность выехать на мытьё горшков в Португалию за приятную перспективу!), не появилось новых свобод. Даже пресловутая свобода слова в условиях господства частных олигархических СМИ – фикция. Демократия на поверку оказалась «выборы без выбора» (и снова-таки, это общемировые реалии!).
Мы живём в условиях глобальной диктатуры капитала, которая прикрывается красивым словом «либерализм». Но единственная свобода, которая есть в этом обществе – это свобода богатых безнаказанно издеваться над бедными (платить зарплаты ниже прожиточного минимума, расстреливать из оружия, давить автомобилями, насиловать детей и так далее, всё, что придумает их извращённая фантазия). Мы живём в царстве лжи, где Зло перестали называть Злом.
Но эта система рушится (ибо Зло не способно к созиданию), и неизбежно будет уничтожена. Поэтому я с полным основанием заявляю о происходящем крахе либерально-капиталистического проекта в Украине. Дни его сочтены, и агония лишь продлит и усугубит мучения. Чем раньше мы это признаем – тем лучше.
P.S. Констататоров нынешнего плачевного состояния дел достаточно много, но настоящую аналитику всегда отличает наличие вариантов решения проблемы. Ответы на вопросы «Что делать?» и «Как?» – в следующей статье.