?

Log in

No account? Create an account

alexandr_rogers

Previous Entry Поделиться Next Entry
12:19 pm: Сказка ложь, да в ней намёк...
Прислали мне тут ссылку на отрывок из романа Евгения Красницкого «Отрок»...

– Есть три способа управления людьми и делами: рефлексивный, следящий и программный.
– А по-людски говорить не можешь?
– Сейчас объясню. Если ты у дядьки Лавра в кузнице случайно к раскаленной железяке притронешься, ты же не думаешь: "Ой, горячо, надо руку убрать"? Рука, как бы, сама отдергивается. Вот это и называется "рефлекс". А рефлексивный способ управления, это когда думать некогда, что-то делать надо. Ну, к примеру, пожар. Все всё бросают, даже самые важные дела, и бегут тушить. И, при этом, уже ничего не берегут: пьют воду, кидают землю, бывает, соседние дома разваливают, чтобы огонь не перекинулся. Сплошной убыток, а всего-то и надо было: за печкой присматривать, чтобы уголек не выскочил.
Но это - срочное дело: выпал уголек, начался пожар. Бывает же, что беда долго подкрадывается, как бы, накапливается постепенно. Например, видит хозяин, что крыша не в порядке, но погода стоит сухая, жаркая, вот он все и откладывает на потом. Пошел дождь, потекло в жилье, и начинается: лужи подтирать, ведра подставлять. А если дожди не на один день зарядили? Приходится на мокрую крышу лезть, а она скользкая. Упал, ногу сломал. А всего-то и надо было, что в вёдро крушу поправить.
Или еще пример…
– Да понял я, понял. Тын обветшал, в селе тесно, ратников мало. Накопились беды. Сколько лет дурака валяли, а теперь спохватились. Так бы и сказал: "пожарный способ", а то придумал… Даже и не выговоришь, – дед изображал сердитое ворчание, но было заметно, что тема его заинтересовала.
– Не я придумал, поумней меня люди книги писали, – Быстренько «отмазался» Мишка.
– Ладно, дальше давай.
– Так вот: пожарный, как ты говоришь, способ, это когда заранее не подумали или не сделали то, что требовалось, и спохватываются, когда событие уже произошло. Эт этого обязательно случаются три беды. Первая - десинхронизация. Это когда решения и дела запаздывают.
Вторая беда - дисфункция. Это когда важные дела не делаются или людям не своим делом заниматься приходится. Вот, ты же не поп, а приходится дела веры исправлять: следить, чтобы к причастию ходили, холопов крестили. Отцу Михаилу уже одному не совладать, а ведь нас сюда прислали христианство насаждать. Это - наше главное дело, наша функция.
Третья беда - деструктуризация, проще говоря, развал. Было у нас воинское поселение, а теперь: одни желают по-прежнему служить, другие ремеслом и торговлей заниматься, третьи… да ты и сам об этом говорил. Помнишь?
– Гм… Кхе!
Дед поскреб в бороде, оправил полы кожуха.
– Выходит, наши беды мудрецам давно известны были, и в книгах описаны?
– Да не наши! Это - беды любой общины, города или племени, которыми рефлексивным способом управляют.
– Угу… Понятно. - Дед покивал головой. - И что ж дальше?
– Дальше - плохо. Количество бед нарастает, справиться со всеми уже не получается, потому, что все делается второпях, по пожарному, без раздумий о том, чем это в будущем обернется. Община либо гибнет, либо власть в ней меняется. Но, бывает, что смена власти приводит к междоусобице, и тогда, тоже, гибель.
Закрыть
– Сам-то понял, что сказал? - Дед неожиданно для Мишки напрягся и уставился на внука очень внимательно.
– А что? - Не понял Мишка.
– Рюриковичи в усобицах погрязли, Великий князь Киевский при смерти. Или забыл, что боярин Федор рассказывал?
– Помню, деда. Те правила, о которых я тебе рассказываю, и для всей Руси тоже справедливы.
– Степь только и ждет, что мы ослабнем. - Словно не слыша, продолжал дед. - С запада, тоже, давят.
– Но мы же с этим ничего сделать не можем. - Мишка никак не ожидал подобного поворота разговора. - Пока…
– Пока что?
– Пока у себя порядок не наведем и силы не наберем. Иначе кто нас слушать будет?
– Какие силы, какой порядок? Все как гнилая тряпка расползается! Толку с твоих книжек… Только названия дурацкие придумали, а проку…
– Так я же еще не все рассказал!
– А-а-а!
Дед в сердцах махнул рукой.
"Чего ж он так завелся-то?".
– Деда, ну потерпи еще немного! Ты же самое главное уже сделал!!! Ты власть в Ратном сменил! И без усобицы, только Пимену по уху дал.
– Да что ты понимаешь! - Дед машинально цапнул рукоять меча. - Думаешь, смолчали, так и подчинились? Все только начинается.
– Может и не все, но понимаю! Во всяком случае, понял, что Пимен не от себя говорил, то-то все время оглядывался!
– Вот! - Дед наставительно ткнул в мишкину сторону указательным пальцем. - В сотне раскол, а зачинщики таятся, Пиньку вперед выставляют. А ты мне тут всякую книжную заумь рассказываешь.
"Блин, как же разговор в нужную сторону повернуть? Может, попробовать удивить деда?".
– Так и я о том же! Был рефлексивный метод управления, а ты теперь другой применишь, уже начал.
– Кхе! Когда ж это я успел? Вроде бы и трезвый был. - Брови деда сначала удивленно приподнялись, потом грозно сдвинулись. - Опять, как с воинской школой, дурня из меня делаешь? Я вот тебе сейчас…
– Деда, Христом Богом прошу: дослушай пожалуйста! - Взмолился Мишка. - Ты же обещал выслушивать! Сам же сказал, что мудрецы наши беды точно описали! Так в тех книгах и способы преодоления бед описаны. Ну послушай же!
– Обещал-то, обещал… - Дед раздраженно поправил воинский пояс, дернув его туда-сюда и задев ножнами мишкину раненую ногу. Испугано глянул на внука и смилостивился: - Ну ладно, только что ж мы посреди улицы, давай-ка, домой поедем.
– А дядька Лавр сюда придет, мы же позвали. - Спохватился Мишка.
– Не мы, а ты. - Поправил дед. - По дороге встретим. Давай уж, вещай дальше… Мудрец, туды тебя.
– Я думал, что и Лавру послушать полезно. Все-таки, старший мужчина в семье, после тебя. Да и говорить лучше в кузне, а не в доме - лишних ушей нет.
– Ага, ему сейчас только разговоры и разговаривать, дел невпроворот. Ладно, поехали.

* * *

В кузнице поговорить не вышло. Лавр уже приставил к работе не то свежеиспеченных холопов, не то вновь обретенных родственников (Мишка еще не научился их различать), и закопченное помещение было наполнено лязгом металла, сипением мехов, и прочими кузнечными шумами. Тут же ковылял, опираясь на один костыль Кузька, раздавая какие-то указания работникам.
Лавр привел отца и племянника в какое-то помещение на втором этаже недостроенного "главного корпуса" усадьбы, послал крутившуюся здесь девчонку на кухню за горячим сбитнем и усадил всех на расстеленные прямо на полу, чьи-то постели.
В суть рефлексивного метода управления Лавр "въехал" с ходу.
– Это, когда я заготовку в горне передержу, а потом начинаю орать: "Давай быстрее, железо пережжем!". Обязательно кто-нибудь что-то уронит или заготовку клещами неловко схватит, или штаны прожжет - не работа, а сущее наказание.
– Вот, вот! - Обрадовался Мишка. - А есть и другие способы управлять. Второй способ - следящий. Начальствующий человек смотрит за тем, что происходит, и, если происходящее идет на пользу, поддерживает, а если во вред, пресекает. Вот, к примеру, как с некрещеными холопами. Наше главное дело - насаждать христианство, значит, если холопов хозяева не крестят, это - во вред.
Беда только в том, что пользу и вред разные люди по-разному понимают. То, что для одних - хорошо, другим поперек горла встать может. Вот, деда мастерские за тын вынести хочет. Казалось бы, дело правильное, но хозяевам-то мастерских это не по нутру.
– Кхе! - Дед зловеще ухмыльнулся. - - Ничего, уберутся, как миленькие, найдем средство!
– Об этом я и толкую. Пресекать! - Быстренько согласился Мишка и поспешил продолжить: - Но при таком способе управления тоже не все гладко идет. Во-первых, из-за того, что есть недовольные, важные дела могут делаться медленно и плохо, потому, что без желания, из-под палки. Как, например с ремонтом тына. То есть, опять дисфункция - неисполнение важных дел. Во-вторых, есть опасность деструктуризации - развала. Если тех, кто "за" и тех, кто "против", примерно поровну. Или же не поровну, но одна из сторон, хоть и малочисленна, но сильна. До крови, может, и не дойдет, но дело делаться не будет.
Ты, деда, именно по этому пути и пошел, и с первого шага пришлось силу применять. Пока дело только оплеухой Пимену ограничилось, но ты верно сказал: "Смолчали, не значит, что покорились". А можно, ведь, сделать так, что те, кто ремеслом и торговлей предпочитают заниматься, твоими союзниками станут, помогать тебе будут и в делах, и в том, чтобы недовольных поприжать.
– Кхе! Это как же?
Дедов скепсис начал постепенно развеиваться, похоже, разговор начал его понемногу заинтересовывать.
– Есть третий способ управления - программный. Программа, это… Как бы объяснить… Вот задумал ты какое-то большое, важное дело, такое, что не на один год. Результат этого дела - цель, которую надо достичь. Заранее обдумываешь: что надо сделать, сколько это времени займет, что может помешать, кто будет тебе помощник, а кто противник. Рассчитываешь: сколько чего понадобится: людей, времени, средств. Прикидываешь: когда что делать и когда одно дело заканчивается, а другому пора начинаться. Вспоминаешь людей: кто что умеет, кому доброго слова достаточно, а кого подкупить или припугнуть надо.
Самое же главное - людской интерес. Если другие люди в достижении твоей цели свой интерес увидят, то помогать будут не за страх, а за совесть. Если таких людей будет большинство, то противники твоего дела и пикнуть не посмеют, а если посмеют, то твои сторонники их враз придавят.
Вот если все это вместе сложить, то и получается программа действий на какой-то большой срок, и все: твои дела и мысли, дела и мысли твоих союзников - должны быть выполнению этой программы подчинены. А тех, кто сопротивляться задумает, придется принуждать силой.
– Кхе! Что скажешь, Лавруха?
Лавр, до сих пор сидевший молча и, вроде бы, с безучастным видом, на самом деле, оказывается, слушал очень внимательно. Во всяком случае, ответил на дедов вопрос сразу и очень толково.
– А я так и работаю, батюшка. Прежде, чем ковать, думаю: сколько чего нужно - угля, руды или железа, помощников. Потом: как нагревать, как отковывать, как закаливать. Если что-то сложное делать собираюсь, сначала рисую на дощечке, помощникам показываю, обсуждаем. А уж когда все решили, каждый свое дело знает, недостатка ни в чем нет. Ну… и прочее, много всякого. Зато дело делается как следует.
– Дядя Лавр, а бывает так, что помощники что-то дельное подскажут?
– Бывает, конечно. - Подтвердил Лавр. - Кузька, вот, на выдумки горазд, добрый кузнец будет.
– Но для этого помощникам конечная цель должна быть понятна? - Продолжил подводить разговор к нужному выводу Мишка.
– А как же без этого? - Удивился Лавр. - Если помощники не знают, что куют, так что же получится?
– Вот, деда! - Мишка от возбуждения даже попытался привстать, забыв про ранение, но нога тут же напомнила о себе болью. - Перво-наперво, преданные тебе люди должны все правильно понять, свой интерес увидеть и важностью дела проникнуться.
– Без интереса, конечно, хрен кто пошевелится… - Согласился дед. - Ну а беды какие у этого способа?
«Браво, лорд Корней! Уловили методику анализа, что называется, с ходу».
– А нету бед, деда. Вернее, есть только одна – если программа неверная. Тогда все развалится. А если цель правильная и средства ее достижения продуманы хорошо, все получится.



Comments

[User Picture]
From:BARS
Date:Август 6, 2019 09:34 am

Литературные вечера...

(Link)
Видео-версия будет?
[User Picture]
From:Андрей Григорьев
Date:Август 6, 2019 09:35 am
(Link)
Русский способ мышления подразумевает наличие цели. Путь к ней каждый выбирает по обстоятельствам.
From:Vadim Ivanov
Date:Август 7, 2019 03:44 am
(Link)
Все страны (или даже отдельные люди), которые хоть чего-то добились, ставили себе цели. Это не русский, а общий способ им. товарища Полишинеля.

Edited at 2019-08-07 03:45 (UTC)
[User Picture]
From:lrlay777
Date:Август 6, 2019 09:44 am
(Link)
Зерцало менеджера сиречь- человека начальнаго. Том 1)))
[User Picture]
From:Буден Семенюк
Date:Август 6, 2019 09:48 am
(Link)
отлично сказано. качнуть почитать это можно или непременно пиратить придется?
[User Picture]
From:Алекс Петр
Date:Август 6, 2019 09:50 am
(Link)
Да есть в свободном доступе.
Но автор умер, а дальше пишет какая-то сборная. В уг скатилась серия..
[User Picture]
From:Дмитрий Сысолов
Date:Август 7, 2019 03:37 am
(Link)
Евгений Сергеевич умер больше шести лет назад. Оставил множество черновиков, планов на развитие мира отрока, последователей продолжающих его дело... Не оставил только своего таланта. Соавторы стараются, тянут серию дальше, но... Гланый герой потерял глубину. Стал плоским и картонным. Глубину и цвет обрели второстепенные персонажи, с какими ассоциируют себя каждый из соавторов. В принципе читать можно, но той неповторимой изюминки, что была в первых шести книгах серии увы уже нет.
[User Picture]
From:alexandr_rogers
Date:Август 6, 2019 10:13 am
(Link)
Есть в свободном доступе
[User Picture]
From:green_0
Date:Август 6, 2019 03:04 pm
(Link)
Любопытная серия. Восьмикнижие уже вроде.
Прочитал лет 10 назад )
Хорошая вещь для популяризации управленческих методик (через сопереживание и самооассоциацию с ГГ и иными участниками)
[User Picture]
From:rivervv
Date:Август 6, 2019 10:03 am
(Link)
Я тут выпил пива и подумал: а ведь лучше всех программу получается составлять и выполнять как раз у того, кто умеет раздавать качественные пиздюли в больших количествах. Тогда все думают, что у него есть хитрый план, а спрашивать побоятся.
[User Picture]
From:krasarbi4
Date:Август 6, 2019 10:24 am
(Link)
Мишка лучший попаданец, я так думаю. Все семь книг одним духом прочитаны.
[User Picture]
From:Марина Минаева
Date:Август 6, 2019 10:28 am
(Link)
Как составная часть программы.. вопрос важный: планируется ли при строительстве нео-социализма закрытие российских границ, по образцу и подобию "железного занавеса", которым СССР был отгорожен от всего мира вообще и от "прогрессивного" Запада в частности?
Сложно представить возрождение социализма в России, если страна будет абсолютно открыта западным фильмам, рекламе, книгам, пропаганде и тд. Социалистическая система для своей устойчивости должна будет вновь вводить идеологическое воспитание молодого поколения. Да и не молодого тоже. Идеология может прижиться только в условиях, в которых нет стороннего вмешательства. Значит - закрытие границ, не только для людей, но и для авторских интеллектуальных продуктов.
Любое закрытие границ повлечёт за собой ограничение рынка товаров. Рынок услуг потянется следом. Возникнет скачок товарного дефицита и безработицы..
Интересно, можно ли совместить и возврат к социализму, и открытость границ и рынка. Пример Китая здесь будет не слишком корректным. У Китая смешанная социалистически-капиталистическая система.
Любопытно было бы почитать мнение уважаемого Александра в виде развёрнутой статьи.
[User Picture]
From:odi_odi
Date:Август 6, 2019 11:20 am

Закрытые границы.

(Link)
Когда, скажите на милость, СССР "был отгорожен от всего мира вообще"? Из моих друзей детства один родился в Германии, второй вырос в Монголии, где служили или работали их родители. Сосед по гаражу в гаражном кооперативе пять лет работал в Ираке на "нефтянке" и жил там с семьёй. А директор моей школы несколько раз ходил в круизы по морям и странам на британском теплоходе. И всё это во времена СССР. Ну а я лично ездил бесплатно по обмену специалистами в Венгрию и Польшу. Тоже во времена СССР. Не было никаких "отгорожений" по факту, только в легендах нынешних фантазёров...
[User Picture]
From:Марина Минаева
Date:Август 7, 2019 04:33 am

Re: Закрытые границы.

(Link)
Думаю, вы сильно приукрасили тему "открытости" границ Советского Союза. За границу, в капиталистические страны, могли попасть либо посольские работники, либо военные с семьями (командирский состав), либо ограниченные группы работников "по обмену опытом". В страны социалистического блока можно было попасть с экскурсионной группой, которая строго курировалась, шаг влево - шаг вправо - и вылет из комсомольско-партийных структур. Ни о каких частных свободных туристических поездках речи даже не могло быть. О поездках в Европу "на выходные или шопинг" никто и не слышал. Уровень современной открытости России в разы выше, чем при социализме. Сегодня любой гражданин, а не только "директор школы или завода", может либо взять путёвку, либо открыть визу и уехать хоть на край света. Препятствий нет. А в СССР препятствия следовали за препятствиями.
From:Vadim Ivanov
Date:Август 7, 2019 03:47 am
(Link)
Бесполезно. Системная ошибка. Надо не закрыать, а делать свое - и делать лучше, по принципу царя Акбара. Тогда чужое банально проиграет. СССР этого не понял - и проиграл.
[User Picture]
From:Марина Минаева
Date:Август 7, 2019 04:50 am
(Link)
Согласна с вами. Однако, хотелось почитать мнение Александра. Как он состыкует открытость границ и возрождение социализма.
Да и не только про границы хотелось бы почитать. Например, про нео-социализм и личную частную собственность. Если теоретически представить возрождение социализма, то что там насчёт национализации жилого фонда? Допустит ли социализм владение квартирами, или весь жилой фонд следует вернуть в лоно государства? Ведь частный собственник может сдавать квартиру, имея личный доход вместо заработка. Может продать, купить дополнительные метры (если у него есть деньги). Как рынок недвижимости будет совмещаться с социализмом?
Кроме этого, важно понять, предполагается ли возрождение института прописки. Так называемая жёсткая привязка человека к месту постоянной регистрации. Где родился, там и проходит вся твоя жизнь. Там и работа, там и семья. Или новая социалистическая система допустит свободное перемещение человеческого ресурса внутри страны? По принципу "в городах густо, а на селе пусто".
Плюс гастарбайтеры, как они впишутся в социализм? Где гастарбайтеры - там индивидуальное предпринимательство и частная собственность на средства производства. Как по этому пункту?

Я не придираюсь и не допытываюсь. Но сказав А, надо говорить и Б. Сделав заявку на возрождение социализма, неплохо бы потоптаться на каждом конкретном пункте. Предметно. С обсуждением. Картинка должна быть не абстрактной, а чёткой и понятной.
[User Picture]
From:Александр Кудрявцев
Date:Август 7, 2019 04:01 pm
(Link)
Я конечно не тот Александр, но своё мнение, пожалуй, выскажу. Закрытие границ проводить нельзя. В наши дни экономики очень тесно взаимосвязаны, да и для автаркии в России слишком мало населения. Всё, что нужно. Это лишь грамотно оформить идеологическую подпитку населения (и возможно частичное ограничение информации из-за границы, как в китае). Главное организовать сам процесс, ну и обеспечить поддержку своим производителям.
Про рынок недвижимости особо ничего не скажу, но думаю стоит сохранить рынок недвижимости, при национализации жилищного фонда. Государству землю и здание, частникам метры (хз как это обеспечить). А сдача квартиры не такая уж и плохая вещь. Просто ввести жёсткий налог при владении 3+ квартирами.
Институт прописки возрождать не нужно. Демографическую плотность проще регулировать зарплатами. А народ из села всегда уезжать будет (урбанизация)
Про гастарбайтеров хотел уточнить. Вы про мигрантов или про шавермную? Если первое, то в чём проблема. А если второе, то тут и роджерс говорил, что не против мелкого частного предпринимательства.
[User Picture]
From:Марина Минаева
Date:Август 8, 2019 04:21 am
(Link)
По всем пунктам полностью с вами согласна. Но хотелось всё-таки почитать мнение Александра Роджерса. Возможно, он придерживается того же мнения. А возможно, имеет какие-то радикальные взгляды.
[User Picture]
From:skeptik_pozhizi
Date:Август 7, 2019 08:31 pm
(Link)
Все распространяют и распространяют этот бред про железный занавес. Это не мы отгородились, это запад нас отгородил. Это они вводили против нас санкции так, что во время войны специально пришлось лендлизы придумывать, лишь бы санкции не отменять. Это они запрещали всем странам продавать нам технологии, что нам приходилось их порой даже красть. Это они закрыли свои рынки для нашей продукции, и мы поставляли только тем, кем сами управляли, причём порой со скидкой или за обещание «встать на путь социализма».
А то, что люди ездить по миру не могли, так это тупо от нехватки валюты в стране. Экономика плановая, зарубежные поездки за счёт государства (а при неконвертируемом рубле иного быть и не могло) в планы не входили, тут бы накормить народ досыта, когда со всех сторон тебя давят и устраивают гонку вооружений.
[User Picture]
From:maxim_kazarn
Date:Август 6, 2019 05:17 pm
(Link)
Больлое спасибо!
Сохраню себе на память.
[User Picture]
From:и з
Date:Август 7, 2019 12:34 am
(Link)
А нету бед, деда. Вернее, есть только одна –
если программа неверная.
From:shagingirey
Date:Август 7, 2019 05:57 am
(Link)

Красницкий умер.книжки спецфицкие, но я с интересом прочел.

Разработано LiveJournal.com