Проявления Пути Воина в разных странах и частях света удивительно похожи. Меняются названия, но везде Воин руководствуется в своих действиях Кодексом и Мерой. Кодекс, бусидо, свод правил – регламентируют отношения Воина к миру, Родине, сверхъестественному и другим людям, это понятно. А вот поведение Воина относительно себя регламентирует Мера.
Это понятие несколько сложнее, и я уже несколько раз сталкивался с его превратным толкованием. Вплоть до «осознание собственного ничтожества», «аскетизма» и «недостижимости совершенства». Поэтому попытаюсь кратко определить его так, как понимаю его я.
Прежде всего хочу отметить, что ничего общего с вышеприведёнными высказываниями Мера не имеет. Если бы Воин считал, что от него ничего не зависит – он был бы буддистским монахом. Воину для свершений нужна сила, поэтому аскетизм – умерщвление плоти – ему чужд. Вместо этого у него есть «аскеза» – тренировка выносливости в лишениях (поверьте, это абсолютно разные понятия). Если бы Воин считал, что к совершенству не стоит стремиться – он бы не тренировался в воинских искусствах и не был бы Воином.
Воин всегда контролирует себя и происходящее вокруг. Его не несёт по волнам, как корабль без рулевого и парусов. Воин, Герой – это тот, кто изменяет мир.
Контроль и изменение – не значит власть и угнетение. Ибо властвующий больше всех сковывает самого себя. А Воин всегда свободен.
Как объяснить Меру? Наверное, проще всего на примерах.
Воин по возможности не ест слишком мало – это может его ослабить. Но Воин и не ест слишком много – ведь тогда он станет толстым и неповоротливым.
Воин эстетичен. Он не любит лишних вещей и не стремится к роскоши. Он умеет находить и восхищаться совершенством в простом.
Воин практичен. Он не идёт в поход налегке – ибо неизвестно, насколько затянется прогулка, а ему могут понадобиться припасы. С другой стороны, он знает, что каждый лишний килограмм в походе – это лишняя нагрузка и усталость. Поэтому Воин выбирает только самое необходимое.
Воин экологичен. Он никогда не охотится только ради забавы и никогда не срубит дерево без необходимости.
Воин грациозен и эффективен. Даже в обыденных делах он старается не делать лишних движений, ибо они неэффективны. В бою лишние движения приносят быструю усталость. Воин даже обыденные и скучные дела рассматривает, как возможность для тренировки.
А ещё Воин иногда тоже хочет спать, а потому я закругляюсь. Мне, конечно, далеко до великих, но я и не ставил себе такой цели. Если заинтересовало – читайте соответствующую литературу.
P.S. На мой взгляд, поведение Воина близко к оптимальному, а Мера – это то, чего стоило бы учить в школе. Ибо бездумное и хищническое потребление уже ставит наш мир на грань глобальной катастрофы, а самоограничение могло бы быть эффективным ответом истощению природных ресурсов, экологическим катастрофам и, кстати, эксплуатации человека человеком.