alexandr_rogers (alexandr_rogers) wrote,
alexandr_rogers
alexandr_rogers

Categories:

Третий путь

Почему почти всегда вопросы веры сводят к двум крайностям: теизму и атеизму? Ведь кроме поклонения и неверия всегда есть и третий вариант: я могу допускать существование божества (неважно какого, или даже множества их), но не поклоняться ему (им).
Ничто не обязывает меня поклоняться божеству. Я его не просил меня создавать, меня по факту бросили в этот мир, не спросив моего желания или согласия. К тому же данный мир далёк от совершенства, мне не нравится огромное количество «недоработок» и «багов», которые стоило бы исправить. И если божеству наплевать на мои претензии, то и мне наплевать на его.
Более того, я не признавал ничьей власти судить меня. И если божество сделает какую-то гадость в мой адрес, то это не будет справедливостью, а будет всего лишь произволом сильного. И в таком случае божество будет ничем не лучше гопника в подворотне, который обижает слабых только потому, что может себе это позволить.
К тому же большинство современных религий меня явно не устраивает. К примеру христианство вообще похоже на сочинение шизофреника: их бог принёс в жертву себя себе, чтобы спасти от себя. И для правильного поклонения ему нужно представлять, что ешь его плоть и пьёшь его кровь. Не хочу быть каннибалом, даже ритуальным. Как и целовать трупы или раскрашенные доски.
И карами и пытками меня не запугать. Бог-садист – это не мой выбор.
Я не раб. Слепое преклонение мне претит. И я лучше умру стоя, чем буду жить на коленях. Это мой выбор.
Меня можно убедить вступить в связь (religio – это и есть «связь») с божеством. Но для этого нужно обращаться к моему разуму, к моим идеалам, к тем моим чувствам, которые я сам считаю светлыми и добрыми. И я готов заключить равноправный договор. Например, я пытаюсь сделать мир лучше, а божество помогает мне в этом. И если мои представления о том, что такое «лучше» расходятся с аналогичными этого божества – то нам не по пути. Если, конечно, мне не докажут (разумными и логичными аргументами, а не угрозами), что я не прав.
Кстати, о Договоре. В зороастризме был цельный отдельный бог, отвечавший за соблюдение Договора – Митра. И этот бог выступал гарантом всех соглашений и карал за их нарушение всех, даже других богов. Такое себе воплощение высшей справедливости.
Это вам не христианский бог, с которым невозможно договориться. Ты можешь всю жизнь вести себя примерным образом, выполнять все предписания и обязательства, а в результате оказаться в аду – просто за то, что не в том храме ставил свечи или читал молитвы не на том языке.
И вообще, что это за концепция: обязательства здесь и сейчас, а вознаграждение возможно когда-то потом, в следующей жизни? Нет уж, это развод для лохов. Если я иду в бой за божество, то мне нужны «броня веры» и «меч гнева» не когда-то потом, а именно здесь и сейчас, в этом конкретном бою.
Я, конечно, допускаю существование случаев неуязвимости, их в истории и мифологии зафиксировано немало. Но последний дед, который корчил из себя мальфара, получил экспресс-доставкой топор в голову и благополучно сдох. Что какбэ намекает.
Опять же, меня не устраивает «справедливость когда-нибудь потом». Что в загробной жизни, что в следующем перерождении. Я хочу, чтобы вор сидел в тюрьме, а убийца лежал в земле. И это будет справедливо. А пока самыми успешными получаются не «Paladins of Virtue», а различные паразиты типа воров, мошенников, финансовых спекулянтов и коррупционеров. Поэтому у меня есть все основания считать, что небесная канцелярия работает из рук вон плохо (если вообще работает), и поэтому никак не заслуживает благодарности и восхищения.
Поэтому пока божество не начнёт соответствовать моим стандартам, я не собираюсь соответствовать его. И у него нет никакого морального права что-то требовать от людей, потому что оно само нифига не делает.

P.S. И ещё один немаловажный аспект, который на первый взгляд может показаться парадоксальным к вышеизложенному. Если человек делает что-то ради награды или хорошо себя ведёт из боязни наказания – это не праведность, это не зачёт. Это вообще не отображает его внутренние моральные качества, а является действием по принуждению.
А я морален не потому, что боюсь чего-то, или ожидаю вознаграждения, а потому что это соответствует моему внутреннему содержанию. Я добр сам по себе, а не потому, что небесный дядя сказал, что иначе пожарит меня на сковородке. Я добр вопреки тому, что подлым и лживым быть выгодно. Я просто добр.
И, как писал Ричард Бах, «Если вдохновенный, невинный, любящий, витающий в облаках мечтатель верует во Вселенную радости, и света, и совершенного бытия и если он ошибается и умирает, то заблуждается не он, а Вселенная».
Tags: религия, философия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments