Но хорошего аналитика всегда отличает не только констатация фактов, но и умение предлагать выход из ситуации. Как говорили мои учителя «Критикуя – предлагай». Так что приступим к предложениям.
Итак, на сегодняшний день майдан является пассивной бессубъектной массой, которую используют внешние игроки (олигархические кланы) для разборок между собой. В своём текущем виде – пассивном, безидеологическом («Банду геть» – это не идеология), беспрограммном и бесструктурном – майдан не способен ничего изменить или на что-то повлиять. Несмотря на все разговоры «Ещё немного и режим падёт».
Посмотрите на соседнюю РФ. Там либерально настроенные граждане каждые несколько месяцев, как заводные, выходят на марши – несогласных, миллионов, «31 числа» и прочей чуши. Стоят, орут, митингуют. Изменило это хоть что-то? Нет! Но они продолжают ходить и стоять, ИМИТИРУЯ конфронтацию.
У них даже лозунг «Мы придём ещё» больше напоминает девиз импотента, который продолжает надеяться на чудо, чем клич революционеров.
Между тем, среди многих участников майдана есть стремление эту отсутствующую субъектность обрести. И это, по крайней мере, теоретически, возможно.
Для этого нужно ликвидировать все отсутствующие компоненты:
- выдвинуть единую идеологию майдана (революционную по сути, а не «мы умоляем правительство не бить нас слишком сильно», как это делает оппозиция);
- создать программу действий майдана (и революционной силы в целом);
- сформировать единые органы управления (которым будут подчиняться все участники и которые будут отвечать за всё происходящее);
- перейти от простого стояния к более динамической и непредсказуемой тактике асимметричного сопротивления.
Перед тем, как перейти к раскрытию этих пунктов, считаю необходимым сделать нелирическое отступление.
Что делать в случае, если происходит столкновение двух равно враждебных вам гигантов (в данном случае олигархических кланов)?
Ответ на этот вопрос даёт нам всё тот же гениальный Ленин (и мне пофиг, если вы его не любите, это не меняет факта его гениальности). Как, наверное, многие помнят, у левых того времени была в чём-то подобная дилемма: во время империалистической Первой мировой войны, когда различные империи сражались между собой, социал-демократы (и среди них пресловутый Каутский) выступали за псевдо-патриотические позиции, мол левые каждой страны должны поддерживать свой империалистический режим во время войны. На что Ленин резонно отвечал им «Нифига! С какой стати я должен поддерживать враждебное мне империалистическое правительство? Наоборот, мы используем их борьбу для продвижения своих идей» (ну, прямо как я!).
В результате большевики действовали в качестве третьей силы, которая умело использовала противоречия между различными сторонами конфликта, и победили.
Аналогично действовал Мао Цзэдун. Когда японская армия вторглась в Китай, он не выступил на стороне китайской Гоминдань (как предлагали «патриоты»), а воевал против обеих сторон. И в результате также победил.
Я считаю, что для нашей ситуации этот принцип вполне применим. Войны олигархов (провластных и условно оппозиционных) сами по себе, а народ в них не должен вмешиваться ни на одной стороне, формируя третью силу.
Разобрав данный принципиальный момент, можно переходить к раскрытию озвученных выше пунктов.
1. Итак, революционная идеология майдана. Она должна отвечать трём важным требованиям:
А. Она должна быть объединяющей, а не разъединяющей. Потому что любое разделение по национальному, географическому, религиозному или любому другому признаку играет в пользу власти.
Сколько народу в Украине возненавидело майдан за одно только «хто не скаче, той москаль»? Небось несколько миллионов. Поэтому этнонационалистов на майдане нужно расстреливать пластилиновыми гвоздиками, ибо они работают на власть.
Она должна быть социальной (не пугайтесь так, не социалистической, хотя тоже было бы неплохо). Потому что даже Грушевский писал, что «социальное сильнее национального».
Б. Она должна отвечать на вопросы, как нам выйти из кризиса (а он у нас и политический, и экономический, и цивилизационный, и ценностный). Причём так, чтобы это устраивало достаточно большое количество людей, готовых под этим подписаться (всех не надо, всех невозможно).
В. Она должна быть реалистичной. Никаких «прилетит вдруг Обама в голубом вертолёте и бесплатно подарит триллион».
А, да! Ещё там должны быть «цели», а не «требования». Я надеюсь, вы понимаете, почему.
2. Программа действий майдана должна прописывать примерную последовательность шагов по достижению поставленных целей.
Сегодня это и это действие, завтра это, послезавтра эти. Должно присутствовать понимание, каким образом будут достигнуты цели.
Пока же идёт рефлекторное, бездумное действие. Власть что-то сделала – майдан ответил, раздражитель – реакция. Так войны не выигрываются.
3. Единство управления. Это самый первый принцип американской армии – Unity of Command. Потому что без дисциплины, ответственности и распределения полномочий ничего не будет (я уже писал это раньше, не хочу повторяться). И мне не особо важно, как это будет решаться – всеобщим голосованием или узурпацией власти – главное, чтобы во главе стал толковый «князь» (в изначальном значении этого слова).
Ещё для обретения субъектности майдан должен выбрать «говорящие головы», которые будут озвучивать его позицию по тем или иным вопросам.
А также громко задекларировать свою автономность от политиков (потому что большинство граждан Украины об этом даже не догадывается).
4. Принципы асимметричных действий я в открытом доступе расписывать не буду, хе-хе. Ибо рассказывать потенциальным оппонентам свою тактику – не тупо, а мегатупо.
Если хотите, я первые три пункта могу расписать более подробно, каждый в отдельном тексте. Но тогда это будет моя идеология, которую вы или поддерживаете, или нет (или «обрабатываете напильником»). Можете писать свои варианты, я тоже готов включиться в их «обработку напильником».
Вот когда первые три пункта будут в наличии, такой майдан я с удовольствием поддержу. Ибо он станет дееспособен и субъектен.
И тогда четвёртый пункт я буду рассказывать устно, стоя на площади рядом с другими.