alexandr_rogers (alexandr_rogers) wrote,
alexandr_rogers
alexandr_rogers

Category:

Российский игрострой. Перспективы (обзор мобильного рынка)


Традиционно: не интересна тема - молча мимокрокодил

Когда я пишу о необходимости развития игровой индустрии в России, многие почему-то сразу начинают писать о проектах уровня ААА.

Но таких проектов на самом деле очень мало, и во всём мире их делают буквально несколько команд (поэтому и выход каждой такой игры – это целое событие, даже если лично вам конкретный жанр или сеттинг не нравится).

Это, кстати, достаточно общая проблема. Пару лет назад были тут ребята, которые носились с проектом создания ОГАС 2.0. Я им говорю «Давайте вашу систему автоматизированного планирования запилим сначала для отдельного предприятия, протестируем, откатаем, уберём баги и так далее. А потом уже можно будет масштабировать». Они мне «Нет, мы будем делать только на всю страну, не меньше». Спасибо, что не для человечества в целом. И всё, нет проекта…

Игры класса ААА – это очень дорого, долго и рисково.
Тот же «ЮбиСофт», который вроде как наладил производство своих франшиз конвейером, поставил на поток – у них и сработанные команды, и налаженный техпроцесс, и свои движки (которые они только допиливают от части к части) – и всё равно, быстрее чем за два года не штампуется.
А некоторые делают новые игры и по 5, и по 7 лет (про Криса Робертса я молчу, это процесс ради процесса, никто уже не ждёт результата).
Чем больше вы пытаетесь впихнуть в свою игру, тем выше вероятность, что она вообще никогда не выйдет. Примеров масса.

Поэтому лично я бы начал вообще с мобильного гейминга. Потому что, во-первых, там на данном этапе всё основательно попроще. А во-вторых, если смотреть отчёты игровых компаний, то это самый динамично развивающийся сегмент игростроя.
Вот реально, отчёт какой-нибудь «Активижн Близзард» показывает, что прибыль от мобильного гейминга у них сопоставима или даже выше, чем от компьютерных игр.

Более того, 99% игр на этом рынке – это невероятный шлак. ПК-боярин смотрит на мобильные игры, как на это самое. И правильно делает.

Во-первых, огромное количество поделок, которые делают энтузиасты-одиночки. Их даже рассматривать нет смысла, потому что там обычно всё плохо – страшная картинка, убогие механики, обилие глюков.
Во-вторых, уничтожители мозга типа «три-в-ряд». Для их создателей есть особый уровень в аду. Где они играют в свои игры (и больше ничего).
В-третьих, «стратегические» клоны. Тысячи их. Условный «Клэш оф Клэнс» и миллион одинаковых клонов с другими названиями, такой же механикой и перерисованными скинами.
В-четвёртых, клоны «HMM». Меня даже официальная попытка перенести «Героев» в ММО утомила через неделю, что уже про этих говорить.
В-пятых, фермы. Тысячи их. В большинстве в определённый момент начинает не хватать каких-то ресурсов и дальше «пей ту плей».
В-шестых, шутеры. Шутер на мобилке/планшете – это первый шаг к гомосексуализму.
В-седьмых, ККО. То есть Коллекционные Карточные Игры. Я в своей жизни видел две хорошие (Мэджик и Хартстоун) и миллион убогих. ККО – это «плати или страдай» (и «заплатил и продолжай страдать»).
В-восьмых, градостроительные симуляторы. Но их и так хороших полторы штуки, а на планшетах и вовсе печаль.
В-девятых, это GACHA-игры. То есть «собери команду из 300 героев, непонятно зачем, потому что в бой у тебя идут всё равно пять». GACHA – играй в лотерею, пока тебе не выпадет SSSR-герой, который «имба». Или страдай.
Подытожим: Игр масса, играть не во что.

При этом значительная часть игр содержит ряд существенных недостатков (с моей точки зрения).
1. Почти все во всех стратегических играх есть нападения на соседей. То есть нужно постоянно следить, чтобы на тебя не напали, то есть всё сводится к «охранять мицелий от радиации» (кто-нибудь помнит, откуда фраза? хоть кто-нибудь?!). То есть накопил ресурсы, потратил на апгрейд домика, пока не напали – и снова в норку.
2. Тебя в этих играх всячески затягивают в кланы. Даже если разработчики не придумали, зачем кланы нужны, всё равно – вступи в клан! Зачастую без этого даже тупо не продвинешься по сюжету. А в клане нужно постоянно демонстрировать активность, иначе тебя вышибут.
3. Масса соревновательных игр, где нужно начинать на новом сервере, иначе ты отстанешь и никогда не догонишь (а без всяких арен и прочих соревновательных элементов тебе будет трудно проходить и сюжетную часть).

И куча ежедневных активностей, которые фактически обязательно исполнять (даже термин появился особый, «daily player», ежедневный игрок), иначе отстанешь/проиграешь.
В результате всего этого игра превращается в обязаловку, в работу. Да ну нафиг!
Я взрослый человек, у меня есть работа (три разных, если точнее), семья. Нужно уделить время жене, нужно позаниматься и поиграть с сыном. Тут даже фильм посмотреть или книгу почитать зачастую времени не хватает. А вешать на себя ещё одну работу, называя это «игрой»? Серьёзно? А где тут удовольствие? Жмём кнопочку «Удалить».

Везде агрессивная монетизация. А это означает, что ты должен постоянно быть недовольным и платить, чтобы на время избавить себя от этого недовольства.
Я как-то себе иначе представлял удовольствие от игры, если честно.

Мне хочется поиграть полчаса вечером, когда ребёнок и жена уже спят (я сова, поэтому работаю зачастую по ночам). Возможно параллельно с просмотром сериала или слушая подкаст/лекцию. И чтобы я мог забить на игру на месяц, потом вернуться – а у меня всё в порядке, база не разграблена и нет критического отставания от других игроков (такое возможно и бывает реализовано даже в некоторых онлайн-играх).

Это вводная часть, так сказать «обзор рынка».
В следующей части будет разбор нескольких удачных примеров игр для соцсетей/мобильных.

P.S. А во что играете вы и ваше окружение?

Tags: игры
Subscribe

  • Молдавский гамбит

    Был момент, когда показалось, что в Молдавии победило здравомыслие. Когда молдаване почти договорились, что будут покупать газ через Южный поток…

  • Россия - империя империй

    Символика российского герба гораздо сложнее, чем некоторые иногда думают. Это не просто двуглавый орёл, одна голова которого смотрит на запад, а…

  • Толстой, Ильин, Бердяев или "Что читает Путин"

    Дурачкам в кастрюльках опять спущена дебильная методичка. В этот раз вой на болотах стоит о том, что "Путин читает Ильина, значит он…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 106 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Молдавский гамбит

    Был момент, когда показалось, что в Молдавии победило здравомыслие. Когда молдаване почти договорились, что будут покупать газ через Южный поток…

  • Россия - империя империй

    Символика российского герба гораздо сложнее, чем некоторые иногда думают. Это не просто двуглавый орёл, одна голова которого смотрит на запад, а…

  • Толстой, Ильин, Бердяев или "Что читает Путин"

    Дурачкам в кастрюльках опять спущена дебильная методичка. В этот раз вой на болотах стоит о том, что "Путин читает Ильина, значит он…