alexandr_rogers (alexandr_rogers) wrote,
alexandr_rogers
alexandr_rogers

Category:

Кровь на короне



И текстовая версия (ролик красивый, стоит посмотреть для иллюстрации):

Сегодня мы будем разбирать недавно вышедший фильм «Кровь на короне», посвящённый подавлению локальных беспорядков на Мальте 7 июня 1919 года.
Хотелось бы сразу отметить несколько моментов.

Во-первых, присутствие в фильме Харви Кейтеля и Малькольма МакДауэлла настроило нас на то, что будет шедевр. И поэтому в тексте может проскакивать разочарование.

Во-вторых, мы, мягко говоря, не являемся сторонниками Британской Империи. И были готовы осуждать преступления британцев, которых в реальности множество – Великий картофельный голод в Ирландии, искусственный голод в Бенгалии и Непале, наркоторговля в Китае, расправы над ткачами в Кашмире и так далее.
Но истина нам дороже, и в данном случае накал показанной драмы не соответствует масштабу реальных событий.

Сначала несколько слов о фильме. Нам вообще не нравится тенденция современного кино изображать тонкие душевные переживания солдат на войне. Все хотят переплюнуть Оливера Стоуна с его «Апокалипсис сегодня», но он такой один и второго не будет.

Поэтому натужные переживания, например, седого генерала в 1919 году, после окончания Первой мировой войны, перемоловшей миллионы жизней, о том, что при подавлении беспорядков погибло ЧЕТВЕРО – выглядят, мягко говоря, не убедительно. В глазах Харви Кейтеля, когда он это играет, застыло другое страдание. Он как бы говорит зрителям «Как меня угораздило сниматься в таком отстое?».

Аналогично и с переживаниями капрала. Бунтовщик напал на него, отобрал винтовку, направил на него и нажал на спуск. Капралу повезло, и патроны в магазине закончились. Рядовой подбежал и проткнул бунтовщика штыком, спас капралу жизнь. Но капрал спать не может, переживает о несчастном несостоявшемся убийце. Вы это серьёзно?

И да, в фильме показано, как солдаты, заняв удобные позиции, хладнокровно расстреливают толпу. Но в начале двадцатого века в Британии, как и в любой империи, уже была прекрасно развитая бюрократия. По данному случаю, как и положено, проводилось служебное расследование, и документы из архивов подробно рассказывают нам, как на самом деле обстояли дела.

Дальше мы опираемся на книги историка Брайана Блуэта «История Мальты», адвоката Герберта Ганадо «Я видел перемены на Мальте» и архивные документы.
Поехали.

Для начала, как всегда у нас, социально-экономический срез ситуации. После войны многие торговые маршруты ещё не восстановились. Поэтому для портовых рабочих было мало работы, поставок продуктов на Мальту не хватало, а местное производство не могло обеспечить в достаточной мере нужды населения.
На фоне дефициты цены росли, правительство попыталось повысить зарплаты портовым грузчикам на 10%, но этого оказалось недостаточно. Недовольство росло. Его подогревали радикалы, обвиняя торговцев, владельцев мельниц и пекарей, что те наживаются на бедах народа (насколько это соответствовало действительности, сейчас сказать трудно).
За несколько дней до 7 июня мальтийские националисты раскололись. Радикалы, состоявшие в основном из студентов университета, разбили свой отдельный лагерь от умеренных. Умеренные требовали самоуправления Мальты, радикалы хотели независимости. Ещё в мае радикалы несколько раз устраивали стычки с полицией и нападения на работников почты.
5 июня полиция обратилась к армии с просьбой усилить их, расквартировав часть солдат в городе. При последующем разборе ситуации был сделан вывод, что полиция недооценила возможную угрозу и солдат было слишком мало.

Очередное заседание Национального Собрания состоялось 7 июня. Пока политики только начинали заседание, практически с самого утра радикалы возбудились на висящий на метеорологической станции флаг. Флаг был не британский, как показано в фильме, а мальтийский с врезкой «Юнион Джека».
Толпа студентов ворвалась в метеорологическую станцию, и вдребезги её разгромила. Флаг сожгли вместе с разломанной мебелью из соседних домов и офисов.

Потом толпа двинулась к Дворцовой площади, где принялась выкрикивать оскорбления в адрес охранявших резиденцию солдат и бросать в них камни.
Параллельно часть толпы вломилась в редакцию местной газеты «Дэйли Мальта Хроникл» и разгромила там всё. В том числе были разломаны до состояния, не подлежащего восстановлению, печатные прессы издания. Сотрудники газеты также были избиты.

В городе начались погромы. Агрессивные толпы вламывались в дома лоялистов и торговцев.
А политики в это время продолжали заседать в Национальном Собрании, пребывая в неведении относительно происходящего в городе.

Комиссар полиции призвал на помощь армию. Всего солдат было 64 человека. Потом историки критиковали командование за то, что те послали так мало солдат против многотысячной толпы.
Причём солдаты не оставались одним отрядом, а были разбиты на небольшие группы по 6-10 человек, направленные охранять различные объекты в городе.

Так шесть солдат под командой майора Ритчи и капитана Фергюсона отправились спасать крупнейшего импортёра Антонио Торрегиани, чей дом подвергся разграблению.
Десять солдат (а не тридцать, как показано в фильме) под командой лейтенанта (а не сержанта, как в фильме) Шилдса отправились в редакцию газеты. Возле которой их встретила агрессивная толпа, принявшаяся бросать в солдат камни.

Аналогично было и возле дома Торрегиани, где шестерых солдат оказалось явно недостаточно. Ритчи отправил Фергюсона за подкреплением. По дороге на капитана напали, разорвали ему униформу и похитили револьвер. Но он добрался до казарм и вернулся с подкреплением в 24 человека.
Солдаты выстроились поперёк улицы, целясь в обе стороны. Толпа под прицелами отступила без боя.

Отчёт комиссии по расследованию инцидента подчёркивает, что солдаты не стреляли. Первый выстрел был произведён из толпы в направлении дома Торрегиани (возможно, из украденного револьвера Фергюсона, но это не точно).
По словам очевидцев, в этот момент один из солдат произвёл ответный выстрел в толпу. Остальные открыли огонь следом. Был убит первый из протестующих – Мануэл Аттард. Несколько человек было ранено.
Офицер начал кричать, чтобы солдаты прекратили стрельбу.

Гузе Байадо попытался повесить мальтийский флаг на здание театра Страда, но упал и разбился. Он стал второй жертвой событий.

Тем временем, в здании редакции «Хроникл», где расположились лейтенант Шилдс и его люди, начался пожар. Опасаясь, что если они начнут выходить из здания по одному, то подвергнутся нападению толпы, Шилдс приказал дать залп в воздух, чтобы распугать протестующих. Случайный рикошет попал в Лоренцо Даера (который затем, спойлер, стал третьим погибшим). Тяжело раненого Лоренцо толпа подняла на руки и понесла к Дворцовой площади, как символ зверств рижыма (вместо того, чтобы отнести в госпиталь). Там он и умер.

Нескольких раненых принесли в Национальную Ассамблею. Часть делегатов сбежала. Остальные призвали протестующих разойтись и послали делегацию к губернатору с просьбой отозвать войска для деэскалации. Губернатор согласился. На этом основная часть событий завершилась.

На следующий день толпа поменьше атаковала виллу полковника Франсия, который также владел мукомольной фабрикой. Охраняли виллу Королевские мальтийские артиллеристы, набранные из местных. Драться со своими они отказались и разбежались. Вилла подверглась вандализму и разграблению.
Вечером на место прибыли 140 морпехов, которые принялись наводить порядок. Кармело Абела, как гласит официальная версия, разыскивал своего сына, участвующего в грабеже. Двое морпехов попытались его арестовать, он оказал сопротивление и получил штыком в живот. Став четвёртым, последним «героем сопротивления».

В последующие дни грабежи и погромы продолжились, но уже в меньшем масштабе и без летальных жертв.
Всего за время событий погибло четверо и около пятидесяти получили повреждения разной степени тяжести. Британские солдаты не понесли потерь.

Как видим, абсолютно локальные беспорядки, большинство жертв которых были случайными, а зачастую и нелепыми.

Кстати, этих четверых погибших итальянские фашисты потом объявили «святыми итальянского Ризордименто», «возрождения Великой Италии».

А в 1986 году правительство Мальты установило пафосный монумент этим четырём «борцам за свободу». Как говорят в другой недостране, «Какая страна, такие и герои».

Tags: видео
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

Recent Posts from This Journal