alexandr_rogers (alexandr_rogers) wrote,
alexandr_rogers
alexandr_rogers

Categories:

Экономика, конец февраля 2014

Как многим уже известно, рейтинговое агентство «Standart&Poor» несколько дней назад понизило кредитный рейтинг Украины до «CCC», от которого до «D» (дефолт) остался всего один шаг. Соответственно, Украина вошла в десятку самых проблемных экономик планеты.
Между тем, некоторые «эксперты», по партийному членству принадлежащие «новой власти», поспешили прокомментировать это событие, будто оно ничего не значит, а ситуация в экономике стабильна и со дня на день выровняется.
Также один бывший чиновник НБУ заявил, что доллар не поднимется выше отметки в 9,5. Между тем, намекая на его некомпетентность, 25 февраля на межбанке была преодолена психологическая отметка в 10 гривен за доллар, и торги завершились на уровне 10,05.
Также 25 февраля «Standart&Poor» дало дополнительное разъяснение относительно своей позиции по Украине, которое звучит так: «Мы считаем, что ухудшение политической ситуации в Украине подвергает способность правительства по погашению и обслуживанию долговых обязательств все возрастающим рискам и увеличивает неопределенность относительно продолжения предоставления финансовой помощи со стороны России в 2014 году. В настоящий момент мы полагаем, что в отсутствие значительных позитивных изменений (которых мы не ожидаем в настоящий момент) вполне вероятен дефолт Украины».
В агентстве также считают, что существенно повысилась вероятность принудительной девальвации гривны, что скажется на и так уже нестабильных показателях качества активов и капитала банков. Курс в 10,05 намекает нам, что «S&P» виднее, чем заангажированным украинским «экспертам».
Ещё один «эксперт», с лицом баптистского пастора (но не Турчинов) и канадским акцентом, заявил, что «деньги на счетах казначейства закончиться не могут, потому что они постоянно пополняются за счёт налогов». Редкостная чушь, рассчитанная на жителей далёких сёл. Если вы тратите в день миллиард, а собираете 800 миллионов (условно), то запасов Казначейства в 4,8 миллиарда хватит менее чем на месяц. Это задачка на уровне пятого класса средней школы.
Могу объяснить господам «экспертам» ещё одним способом – негативное сальдо внешней торговли составляет ежемесячно порядка 1,5-2 миллиарда долларов. И собирай/не собирай налоги в гривнах, а золотовалютные резервы продолжат падать.
Можете минфиновскую табличку посмотреть, там этот процесс наглядно продемонстрирован. А скачки в обратную сторону объясняются продажей украинских евробондов. Кстати, последнюю партию украинских евробондов продать не смогли, поскольку ирландская биржа отказалась их регистрировать.
Заодно хотелось бы спросить господ «экспертов», под какой процент можно будет привлечь кредит с кредитным рейтингом «CCC», если с рейтингом надёжности «AA+» он сегодня составляет порядка 6,5-7%? Под 20% годовых? 25? 30?
Если вы не в курсе, около половины государственного внешнего долга Украины принадлежит одной интересной конторе, «Franklin Templeton»,занимающейся скупкой долговых обязательств неплатёжеспособных корпораций и стран, и наживающейся на процедурах банкротства (когда за долги собственность забирается за 5-10% от реальной стоимости). Или вы думаете, что известные стервятники из «FT» зря скупают украинские долги?
И ещё о долгах. Когда «тритушек» спрашивают по поводу экономики, они привычно затевают песню «заграница нам поможет». Но это ложь.
Евросоюз не может помогать деньгами странам, не входящим в ЕС или не имеющим с ним договора об ассоциации. Но даже если бы у нас была подписана ассоциация, то решение о предоставлении помощи должно приниматься единогласно. А в Евросоюзе на получение помощи выстроена очередь из стран-участников, в которую входят Греция, Испания, Италия, Португалия, Ирландия и ещё несколько стран. А мы для них даже не бедный родственник. При таких раскладах шансы Украины получить помощь стремятся к нулю.
Как политический анекдот: Венгрия предоставит Украине экстренную помощь в размере 6400 евро. Смотрите, не потратьте всё сразу.
И ещё пару слов про ассоциацию. На днях несколько глав стран-участниц ЕС вынуждены были констатировать, что предложенный Украине договор о ЗСТ был слишком невыгодным для Украины. И решение не подписывать его было одним из немногих (если не единственным) правильных решений Януковича. Парадоксально, но именно за него его и свергли. Не за коррупцию, не за рейдерство, а за отстаивание интересов Украины (пусть и невольное).
Что же касается второго потенциального источника кредитования – МВФ, то тут сразу два подводных камня. Во-первых, МВФ не даёт живых денег, а предоставляет «специальные права заимствования», которые ещё кто-то должен выкупить. А выкупить подобные долговые обязательства страны с кредитным рейтингом «CCC» могут только под ОЧЕНЬ высокие проценты (гораздо выше, чем по российскому кредиту, которого теперь не будет).
Во-вторых, условия, на которых МВФ готов предоставить новую кредитную линию, стали ещё хуже, чем были. И прошлые были «не айс», а новые так вообще «краше в гроб кладут». Например, этими условиями предусматривается, что цены на газ для предприятий вырастут на 50%, а для населения – в два раза. Представьте себе, какими будут счета за коммуналку, а украинская промышленность при таких раскладах будет практически целиком неконкурентоспособной, и это приведёт к сокращению ВВП, снижению налоговых поступлений в бюджет и появлению нескольких миллионов безработных. Дешевле сразу совершить массовое самоубийство.
Впрочем, состояние украинской промышленности плачевное и без этого. «Эффективные  собственники» (а вернее, дефективные) фактически её уже успешно добили. Покажем на примере Пинчука.
Текущие долговые обязательства Виктора Пинчука превышают стоимость «Интерпайп». В числе кредиторов Citi, Barclays, Unicredit, Intesa, Credit Agricole и ING. В совокупности, по данным последнего финансового отчёта «Интерпайп», компания задолжала им $835 млн. Когда Пинчук обратился в один из лондонских банков с просьбой предоставить консультации по вопросам продажи активов, его заявка была отклонена. В октябре в Лондоне банки настояли на сроке погашения и отказали «Интерпайп» в реструктуризации общей задолженности, а рейтинговое агентство Fitch сообщило, что соглашение об отсрочке погашения кредита «вряд ли будет достигнуто в текущем году».
У других олигархов дела не намного лучше. По моей информации, «Систем Капитал Менеджмент» Рината Ахметова также предельно закредитована. Сможет ли она в дальнейшем поддерживать свой долг и рассчитываться с кредиторами – мне пока неизвестно.
Однозначно, что рост цены на газ на 50%, как этого требует МВФ, не сделает нашу промышленность более конкурентоспособной (скорее, добьёт её). Я уже молчу о подлой тактике МВФ, которая частично перекладывает убытки крупных капиталистов на малообеспеченные слои населения, для которых цены растут быстрее, чем для олигархов-капиталистов.
Но вернёмся к вопросу наполнения бюджета. Как известно, примерно 40% областей до сих пор не имеют принятых местных бюджетов. А с начала января «восставшие» области не платили за газ, в результате чего образовалась значительная задолженность, грозящая ограничением поставок газа в эти регионы. Теперь может произойти противоположная картина – не признающие новую власть регионы вполне могут перестать давать отчисления в бюджет. А самый дотационный регион Украины – это Киев.
При любых дальнейших раскладах уже сегодня можно быть уверенным в одном – ВВП не достигнет запланированных показателей и бюджет, и без того предельно дефицитный, не будет выполнен.
К сожалению, всем вышеперечисленным экономические проблемы Украины далеко не исчерпываются. Украина не выполнила ряд своих внешнеэкономических обязательств, и теперь это грозит рядом крупных судебных исков. Безусловно, в этом виновато правительство Азарова, но нужно не просто обвинять «папередников», но и иметь план, как из этой ситуации выбираться.
Например, пару месяцев назад из-за низкого качества украинских БТР-4 был разорван договор о крупнейшей поставке вооружений в Ирак на сумму в 2,4 миллиарда долларов.
Следует быть готовыми к тому, что в ближайшее время может появиться ещё ряд подобных претензий со стороны иностранных партнёров Украины.
В совокупности всего вышеизложенного, ситуация в экономике предельно плохая. Страна действительно находится на грани дефолта, а политический кризис лишь усугубляет эти проблемы и затрудняет их решение.

Почему я практически уверен, что новая власть (как и старая власть) не способна решить этот кризис? Потому что она не артикулирует перечисленные проблемы (более того, она публично отрицает наличие части из них). Потому что она не осознаёт всей сложности ситуации. Потому что озвучиваемые ей либеральные рецепты ещё нигде и никогда не решали подобных проблем (а только усугубляли их). Потому что новая власть занимается чем угодно, но не экономикой – сносит памятники, переименовывает улицы, назначает героев, «отменяет русский язык» и страдает прочей откровенной фигнёй. Потому что до сих пор ни один шаг новой власти не был направлен на урегулирование экономической ситуации (как и на урегулирование политического кризиса).
В прошлой своей статье я предложил самый благоприятный вариант мирного урегулирования политического кризиса и кризиса легитимности власти – через мажоритарные выборы Верховной Рады и принятие механизма отзыва народных депутатов.
В одной из следующих статей я постараюсь описать возможные механизмы выхода из экономического кризиса. Не важно, что эта власть не реализует. Она всё равно Временная (что намекает). Главное – чтобы идеи проникали в массы.

Александр Роджерс, специально для «Полемики» http://polemika.com.ua/article-139925.html
Tags: аналитика, экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments