В детективах есть несколько правил, соблюдая которые можно с почти стопроцентной вероятностью избежать наказания. Одно из таких правил «Не светиться».
Наблюдая за нашими олигархами и высшими государственными чиновниками, я никак не мог понять причин многих проявлений их поведения. Зачем строить десятки домов с сотнями комнат, в которых они никогда не побывают? Зачем публично демонстрировать сумочки, ожерелья, мобильные телефоны и часы стоимостью в несколько их официальных годовых доходов? Зачем спутываться с модельками и певичками сомнительного качества и свежести? Зачем публично демонстрировать результаты своей преступной деятельности? Зачем РЕГУЛЯРНО сбивать невинных прохожих своими Бэнтли и Мэйбахами?
Когда-то так, преувеличенно публично и показательно наплевательски на общественную мораль, вели себя египетские фараоны и французские короли, претендующие на божественное происхождение. Для них это было средством доказания своего права на власть. Но десятки революций и последующее полное прекращение их родов окончательно опровергли подобные притязания и заблуждения. Тогда что же?
Сначала я списывал это на банальное «из грязи в князи» – отсутствие вкуса и фантазии, низкую культуру и бездуховность, общую аморальность и распущенность. На «с жиру бесятся», желание выпендриться перед себе подобными или даже на корпоративное поведение. Но короткий период малиновых пиджаков прошёл, они обзавелись стилистами и имиджмейкерами, но общий тренд поведения не изменился.
Пока с подачи одного чудесного человека (Авраама Болеслава Покоя, легендарного Гиперкуба) меня не осенило – это проявление банального виктимного поведения. Термин из криминальной психологии, от английского victim – жертва. Есть люди, которые своим поведением нарываются на избиение, ограбление, изнасилование. Всё их невербальное поведение (обычно обусловленное сложными комплексами, детскими травмами и/или неправильным воспитанием) просто кричит «Побейте меня! Изнасилуйте меня! Я беспомощная жертва!».
Так и наши олигархи, движимы своим глубоко спрятанным суперэго (в просторечии именуемым совестью), наличие которого они могут отрицать, но не могут контролировать. И эта совесть (глубинное, бессознательное понимание ущербности, преступности, античеловечности своего поведения) толкает их к провокациям.
А если учесть масштабы, когда результат их действий приводит к страданиям миллионов людей, это воздействие возрастает многократно, принимая воистину гиперболизированные формы. В своё время американские лётчики, сбросившие атомные бомбы на японские города, не смогли с этим жить и покончили с собой – один застрелился, второй выбросился из окна. У наших олигархов нет соответствующего осознанного кодекса чести – они не военные. Всё, что им, бедным, остаётся – это безмолвно орать своим поведением «Спасите нас – покарайте нас!». Ближайшее будущее милосердно подарит им такую возможность.