alexandr_rogers (alexandr_rogers) wrote,
alexandr_rogers
alexandr_rogers

Categories:

Кризис в торговле автомобилями

Сейчас все всех пугают страшным кризисом. Настолько ли всё страшно, и как повлияет кризис на отдельные отрасли, я постараюсь рассмотреть в цикле коротких статей.

 

Начнём, пожалуй, с торговли автомобилями. Мы не будем здесь подробно разбирать причин мирового кризиса (возможно, мы сделаем это в отдельной работе), а сосредоточимся на его зарождении и течении в автомобилестроительной отрасли, а также попытаемся спрогнозировать её перспективы.

Стоит отметить, что кризис в автомобилестроении начался достаточно давно и изначально был связан не с финансовыми проблемами (как, например, в ипотеке), а с резкими и значительными колебаниями цен на нефть. Среди автомобилистов мира это вызвало мощную тенденцию к переходу на альтернативные типы двигателей или на более экономичные модели (малолитражки).

Прежде всего от этого стремления пострадала автомобильная промышленность США, традиционно ориентированная на большие автомобили, потребляющие много бензина. Дошло до того, что «Дженерал Моторс» приняла решение о продаже знаменитого брэнда «Хаммер», а город Детройт, бывшая столица автомобилестроения США, пришёл в упадок и теперь лидирует по количеству безработных на душу населения.

Японские корпорации, предпочитающие выпускать миниатюрные автомобильчики, наоборот, почувствовали себя на гребне волны.

Как ни странно, эта тенденция почти не повлияла на украинский автомобильный рынок. Наоборот, пользуясь снижением цен в данном сегменте рынка, украинцы увеличили процент покупок разнообразных внедорожников.

Данный феномен я объясняю тем обстоятельством, что в странах рыночной экономики люди привыкли считать заработанные деньги, поскольку они даются напряжённым трудом, а в нашей стране всё ещё много «глупых» денег (некоторые называют их ворованными или пришедшими «на волне»). Но эра «глупых» денег стремительно заканчивается, а потому в ближайшем будущем этот фактор перестанет влиять на ситуацию на украинском рынке.

Затем грянул ипотечный кризис в США, который обнажил одну весьма важную проблему: ситуационное наличие огромной массы свободных денег привело к выдаче такой же огромной массы необеспеченных кредитов. В том числе и на покупку автомобилей. В результате оказалось, что всей этой массы финансов просто больше нет.

Свою роль, конечно, сыграли и огромный внешний долг США, и падение темпов экономического развития, и привязанность мировой финансовой системы к доллару (а соответственно и к индексу Доу-Джонса), и волна массовых увольнений, которая прокатилась по миру и продолжает наступать. Огромную роль играет также и такой субъективный фактор, как паника множества людей, слышавших о кризисе, но реально не представляющих его последствий, а потому предпринимающих поспешные и необоснованные решения. На мой взгляд, фондовые рынки слишком подвержены именно подобным психологическим воздействиям, чтобы выступать реальным эффективным регулятором экономики.

Как следствие, вся мировая торговля автомобилями, львиную долю которой составляет именно торговля в кредит, мгновенно испытала сильнейший шок. Например, концерн BMW вообще временно приостановил конвейеры. Большинство других корпораций также в срочном порядке пересмотрело свои производственные планы.

Что же касается украинского рынка, то за последний год отрицательное сальдо экспорта составило свыше 14 млрд. долларов, из которых 8 – импорт иностранных автомобилей. Обнаружив этот факт, правительство планирует вернуть таможенные сборы на импорт машин, которые после вступления Украины в ВТО были снижены до 10%, на уровень 25%. Что существенно повысит конечную стоимость автомобилей, и никак не будет способствовать росту их продаж. С точки зрения национальной экономики я полностью поддерживаю подобные шаги, но в таком случае давно пора научиться строить свои качественные автомобили (что есть больной темой нашей страны в течение десятилетий).

При текущей ситуации с банковской системой Украины ожидать новой волны кредитов на покупку автомобилей бесполезно. Отдельно радуют украинские нефтетрейдеры, которые следят за ростом мировых цен на нефть, а за падением следить забывают, что тоже не добавляет уверенности нашим автомобилистам. Ситуацию мог бы несколько выправить низкий уровень инфляции, но с нашими правителями на это надеяться не приходится.

Как сухой остаток, могу прогнозировать: Общее падение уровня продаж автомобилей. Рост удельного веса продаж в сегменте недорогих автомобилей. Увеличение значения экономичности и надёжности моделей при выборе покупаемых автомобилей.

 

P.S. Также сильно на отрасли могут сказаться политика НБУ, действия правительства и крупного бизнеса в ближайшие несколько месяцев. Подозреваю, что хорошо не будет...
 

Tags: аналитика
Subscribe

  • Молдавский гамбит

    Был момент, когда показалось, что в Молдавии победило здравомыслие. Когда молдаване почти договорились, что будут покупать газ через Южный поток…

  • Россия - империя империй

    Символика российского герба гораздо сложнее, чем некоторые иногда думают. Это не просто двуглавый орёл, одна голова которого смотрит на запад, а…

  • Толстой, Ильин, Бердяев или "Что читает Путин"

    Дурачкам в кастрюльках опять спущена дебильная методичка. В этот раз вой на болотах стоит о том, что "Путин читает Ильина, значит он…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments