alexandr_rogers (alexandr_rogers) wrote,
alexandr_rogers
alexandr_rogers

Category:

Юнгианский анализ

Сегодня я хочу попробовать расшифровать по юнгианскому методу анализа старую сказку о принцессе, которую стережёт дракон.

 

Итак, мы имеем героя, принцессу, замок, башню в замке, где томится принцесса (непременный атрибут!), внутренний двор, где обычно происходит поединок, трупы неудачливых предшественников. Вроде ничего не упустил. Ах, да, ещё дракон – как же без него! :)

Сейчас мы постараемся расшифровать присущий каждому имеющемуся элементу скрытый символизм (вы же не думаете, что что-то присутствует здесь просто так?!).

В отличие от «рождения героя», где рыцарь сражается в пещере, которая символизирует материнскую утробу, здесь ему приходится воевать на открытой местности. Более того, он штурмует крепость. Но к этому мы ещё вернёмся.

А самым главным отличием этого мифологического сюжета, на мой взгляд, является цель действия. Если в «рождении героя» это достаточно завуалировано, и лишь архетипически можно определить, что это освобождение от материнской опеки, приобретение подлинной самодостаточности, то здесь цель даже не пытается прятаться – это достижение любви. Очень важный аспект, который очень поможет нам разложить остальной миф.

 

Элемент первый – рыцарь. Рыцарь уже успел победить своего первого дракона, обрести самостоятельность (он ведь уже уехал из пещеры). Он обязательно приезжает издалека, и это имеет два аспекта толкования. Первый аспект – Путь, который он проделал. Он символизирует выход на стезю духовного поиска (часто называемую Путь Воина) – все сказания, связанные с Граалем имеют этот элемент, и он везде трактуется одинаково.

Естественно, для обретения любви нужно достичь определённого внутреннего духовного развития (для простого размножения/инстинктов/похоти оно не нужно). А любовь – это уже возвышенное чувство, высшие энергии.

Второй аспект путешествия – рыцарь чужой в этих краях, ему приходится познавать необычные для себя условия и ощущения.

Элемент второй – принцесса. Принцесса – это опять же, двойственный элемент мифа: не только девушка как таковая (как можно предположить), но и любовь этой девушки, мистическое единение.

Причём сама девушка – это не только принцесса, но и крепость! И чтобы обрести любовь, нужно освободить крепость от дракона.

Внутренний двор крепости – это пространство представлений девушки, интерпретационный аппарат.

Вы уже догадываетесь, кто такой дракон?

Ладно, не буду особо мутить воду и тянуть интригу, и скажу напрямую: дракон – это комплексы и ожидания девушки! Иногда он огромный и многоголовый.

Или даже можно сказать точнее: весь поединок с драконом в пространстве представлений (защищённом крепостной стеной недоверия) – это попытка разрушить идеализированное и ложное восприятие девушки о себе, внешнем мире и «прекрасном принце», которого она ждёт.

Ибо без адекватного восприятия реальности глубокая любовь невозможна (иначе это простая влюблённость, обречённая на разочарование и расставание). Потому что настоящий герой приезжает на битву не в сияющих доспехах, а в пыльных помятых латах со следами от прошлых битв (потому что эти символические доспехи нельзя поменять – они часть самого рыцаря).

В целом архетип разложен, нужно обратить внимание только на детали.

Почему принцесса? Намёк на уникальность и завышенную самооценку. Безусловно, каждый человек уникален (хотя я, как достаточно критичный человек, сказал бы, что далеко не каждый), но это ещё ничего не означает. Каждая песчинка под микроскопом тоже уникальна, но что до этого пустыне? Это само по себе не делает его сверхценностью. Любовь же возможна только при отказе от собственного «эго» (любимый человек дороже и важнее меня).

Почему высокая башня? Это указание на оторванность девушки от жизни, её замкнутость в маленьком мирке своего окружения и представлений о мире. Причём в аналогичной сказке с башней о Рапунцель, для обретения любви девушке приходится довериться рыцарю (спустить свои волосы – дать доступ к самому ценному) и терпеть боль (не думаю, что вес взрослого мужчины на волосах можно выдержать без боли).

Чужая страна, где приходится действовать рыцарю – это другая семья, со своими внутренними представлениями, традициями и воспитанием.

Трупы других претендентов во рву и внутри двора. Далеко не каждому претенденту дано добиться любви девушки. Кто-то не может даже пробиться через недоверие крепостной стены, кто-то проигрывает и оставляет след в пространстве представлений (часто кормя при этом дракона).

Чтобы обрести любовь девушки – нужно победить её внутренние страхи и идеализированные представления. А затем увезти её в свадебное путешествие путь духовного поиска и развития. Иначе это обернётся разочарованием, возрождением дракона и возвратом принцессы в башню.

Tags: мироустройство, психология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments