alexandr_rogers (alexandr_rogers) wrote,
alexandr_rogers
alexandr_rogers

  • Music:

Инвестиционная привлекательность Украины

Вот уже не один год идут дебаты про необходимость или вред либеральных преобразований в Украине. При этом почему-то (очевидно, ввиду низкого уровня экономической подготовки) обе стороны предпочитают эмоции фактам, а личные пристрастия – логике и холодному анализу.

Левые рефлексируют по поводу былой мощи Советского Союза, а правые вспоминают сталинские репрессии и партизан УПА. И то, и другое, имеет очень опосредованное отношение к экономике. Вернее, вообще не имеет.

***При этом лично у меня язык не поворачивается назвать Сталина социалистом, а УПА – либералами. А говорить «Эксперимент с построением коммунизма провалился, поэтому мы больше не будем такого делать» просто абсурдно. Представьте себе Наполеона, издающего подобную фразу: «Предыдущие империи развалились, поэтому я не хочу становиться императором!». Жжот! Но я не хочу сейчас ударяться в подобные дебаты – не в этом суть.***

А либеральная и социалистическая модели – прежде всего экономические. И выбирать лучшую из них нужно в том числе и по критериям целесообразности, а не «нравится – не нравится». С учётом мировых тенденций и национальных особенностей.

 

Для начала рассмотрим факторы, которые влияют на рентабельность, конкурентоспособность, а значит и инвестиционную привлекательность страны, в нашем случае – Украины. Их много, но мы выделим несколько основных:

1.      Сравнительный уровень развития высоких технологий.

2.      Сравнительный уровень развития финансовой/банковской системы.

3.      Сравнительный уровень эффективности системы управления.

4.      Сравнительный уровень рисков (нестабильности).

5.      Наличие квалифицированных специалистов и уровень оплаты труда.

6.      Суммарный капитал жителей страны и его концентрация.

7.      Климат и географическое положение.

 

Теперь определим потенциал Украины по каждому пункту (я пока не Национальный Институт Стратегических Исследований, поэтому постараюсь коротко).

1. Высокие технологии. Их почти нет. Небольшое технологическое отставание от Запада в 1991 году превратилось в гигантскую пропасть к 2007. Заводы распилены и проданы на металлолом, а пустые помещения в лучшем случае сдаются в аренду. Немногочисленные действующие НИИ продают свои изобретения (часто гениальные!) за гроши западным кампаниям. Остатки интеллектуального потенциала используются как аутсорсинг (выполнение второстепенных заказов для третьих лиц), что малоэффективно. Практически вся используемая в стране электроника – иностранного производства. Уровень нашего технологического развития слегка опережает передовые страны Африки.

2. Банковская система сравнительно развита. Особенно много отделений банков появилось в последнее время. Скорее всего они во многом предназначены и будут использованы как «точки скупки земли», сразу же, как только будет отменён мораторий на её продажу. Но банковская система всё больше ориентируется не на инвестиционные процессы, а на потребительские и ипотечные кредиты, то есть не на развитие «народного хозяйства» и поддержку предпринимательства, а на хищническое заманивание населения в долговую кабалу. Львиная доля банковских кредитов приходится на краткосрочные и среднесрочные, тогда как инвестиционные – это преимущественно долгосрочные кредиты со сравнительно низкими процентными ставками. Фондовая биржа сравнительно не развита, в чём есть свои плюсы и минусы.

3. Эффективность системы управления. Кхм. Стоит ли? Наверное, всё-таки стоит. Премьер-министр – «проффесор» (интересно, кандидатскую он защищал во время первой отсидки, а докторскую – во время второй?). Вице-премьер по финансам – маркшейдер (геолог). Министр МВД – аграрий. Министр иностранных дел – экономист. Несколько министров вообще без портфеля, извиняюсь, без диплома. Секретариат Президента и оппозиция не намного лучше. Опытные и толковые профессионалы есть, но они умеют работать, а не «заворачивать финансовые потоки», поэтому их не ставят. Многие народные депутаты или не имеют высшего образования, или получили его в зрелом возрасте (купили). В управлении же госпредприятиями царит идиотский и преступный принцип «Не можем управлять – так продадим». И в ближайшие несколько лет изменений к лучшему не предвидится – пока не придёт новая генерация молодых и прогрессивных политиков.

4. Уровень нестабильности вы все можете оценить сами. Украина несколько лет практически не выбирается из различных противостояний и кризисов. Причём не просто неблагоприятных стечений обстоятельств или природных катаклизмом, а системных кризисов (зачастую сконструированных), наглядно демонстрирующих неработоспособность существующей системы управления. Короткий период подъёма в 2005 быстро сменился затяжным спадом, который внеочередные парламентские выборы не разрешат.

Как констатировала Ханна Северинсен «В Украине нет идеологической борьбы, есть только борьба за власть».

По рискам: стабильных страховых кампаний на сегодняшний день не вижу. Вместо нейтрализации рисков, приобретение страхового полиса (особенно крупного) – само является рисковой операцией. Фьючерсные и спотовые контракты не развиты, механизмы привлечения недобросовестных партнёров к ответственности не работают или отсутствуют. Процветает рейдерство.

5. Наличие квалифицированных специалистов. Здесь ситуация очень сложная и трудно описываемая:

а) наличие и квалификация специалистов очень разнится от отрасли к отрасли;

б) в целом можно сказать, что квалифицированные специалисты есть, но…

в) лучших из них постоянно переманивают за границу, в том числе в Россию, и государство не предпринимает никаких шагов для предотвращения «оттока мозгов»;

г) многие из них предпочитают заниматься предпринимательской деятельностью или работают не по специальности;

д) по оценкам независимых экспертов и работодателей уровень подготовки выпускников ВУЗов падает из года в год, система образования уничтожается;

е) уровень программы обучения (учебников, теории, методологии) отстаёт от передовых мировых достижений в лучшем случае на десять лет, а по некоторым направлениям на тридцать-сорок (отставание же в сфере информационных технологий уже на два-три года приводит к фактически полному устареванию);

ж) уже сейчас, по оценкам Государственной службы трудоустройства и частных рекруитинговых кампаний, наблюдается острый дефицит специалистов в целом ряде отраслей, который через несколько лет грозит превратиться в настоящую кадровую катастрофу.

Уровень оплаты труда ниже чем в Европе, но пока выше, чем в Африке (в этом месте весьма грустная улыбка). Но низкая стоимость труда не повышает инвестиционной привлекательности в силу вышеприведённых проблем.

Кроме того, уровень физического и психического здоровья граждан падает, что негативно сказывается на производительности труда.

6. Суммарный капитал жителей страны и его концентрация. Тут ситуация весьма безрадостная. Определённый капитал безусловно есть, но сконцентрирован он в руках нескольких крупных ФПГ (бывших ОПГ). Свыше 70% остального населения живут на грани бедности. Происходит постоянный отток финансов за границу, при этом происходит постепенный, не амортизированный износ существующей материально-технической базы. То есть, образно говоря, выжимание соков для того, чтобы эти «соки» направить не в модернизацию производства, а в инвестиции в более привлекательные регионы (за границу). Текущие «инвестиции» на самом деле идут не на развитие производства, а идёт банальная скупка предприятий сырьевого или перерабатывающего комплекса.

7. Климат. Достаточно холодные зимы требуют относительно больших расходов на отопление зимой, термоизоляцию помещений, выдвигают необходимость повышенных стандартов (выше, чем в Европе на 10%) при строительстве дорог. Техника и транспорт тоже требуют соответствия определённым нормативам. Зато землетрясения и цунами нам не грозят (только селевые потоки в Карпатах).

Географическое положение в центре Европы, на пересечении транзитных маршрутов между Европейским Союзом, Средней Азией и Россией создаёт хороший потенциал для инвестирования в автомобильные и железнодорожные пути, грузовые порты, строительство соответствующего транспорта и развитие сопутствующей инфраструктуры. Опасность заключается в том, что потенциальные инвесторы, вложив свои капиталы, могут создать такие условия, при которых страна не будет получать от этих преимуществ никакой прибыли.

Также есть определённый потенциал в проектах создания на территории Украины шести еврорегионов и задействовании программы Евросоюза «по выравниванию провинций».

 

Справка: На 1 січня 2007р. значні обсяги іноземних інвестицій зосереджено у фінансових установах (2419,8 млн.дол.), на підприємствах оптової торгівлі і посередництва в оптовій торгівлі (2264,0 млн.дол.) та в організаціях, що здійснюють операції з нерухомим майном, оренду, інжиніринг та надання послуг підприємцям (1773,4 млн.дол.). Сталою є зацікавленість інвесторів до підприємств металургійного виробництва та з виробництва готових металевих виробів, у які нерезидентами вкладено 1398,3 млн.дол., і з виробництва харчових продуктів, напоїв та тютюнових виробів – 1274,6 млн.дол. Маємо значне негативне зовнішньо-торгівельне сальдо України (у 2006 році – експорт товарів та послуг становив 45873,2 млн.дол, імпорт – 48846,9 млн.дол, негативний баланс -2973,7 млн.дол).

 

Общие выводы: Общий инвестиционный потенциал Украины сравнительно низкий. При прочих равных инвестиции в Украину будут давать меньше прибыли, а рентабельность производства всегда будет ниже, чем в целом ряде других стран. Заинтересованность внешних инвесторов в развитии высокотехнологичных и высокоприбыльных производств, в инновациях стремится к нулю.

Существующие же инвестиции идут преимущественно в продукты первого потребления, сигареты, сырьё и переработку. Скупку высоколиквидных предприятий иностранцами назвать инвестициями у меня не поворачивается язык. Мы стремительно превращаемся в низкорентабельный и низкотехнологичный сырьевой придаток, правительство и большинство парламентских партий активно способствуют этому процессу.

 

Возможные варианты действий: Собственно, я вижу только один, буду рад, если кто-то предложит альтернативный действенный. Это национализация, возврат преступных и компрадорских капиталов в общенациональную собственность, с последующим перенаправлением ресурсов в инновационные отрасли. Крупный частный собственник, а если прямо – полукриминальные ФПГ – этого сделать не в состоянии, и либеральными методами его к этому принудить невозможно.

Мелкое и среднее предпринимательство наоборот приветствуется, оно должно занять свои ниши, которыми государственные «зрелые» корпорации (которые нам ещё только предстоит сформировать) заниматься не могут и не должны. Поддержка отечественного производителя должна осуществляться не на словах, а льготным налогообложением и протекционизмом в ряде направлений (поэтому ВТО для нас (или мы для него) не приемлемо).

Естественные монополии также должны быть государственными – это единственный способ общественности эффективно контролировать их через механизмы гражданского общества.

Продолжение либерального курса – смерть украинской экономики, промышленности, сельского хозяйства, культуры и даже независимости (независимость состоит, в том числе, и в экономических самодостаточности и процветании).

 

ЗЫ: Кроме того, наведение порядка в государственном управлении, внедрение процедур ответственности депутатов и чиновников за неэффективность и/или злоупотребления, максимальное ужесточение криминальной ответственности за коррупционные действия, создание постоянно действующей комиссии по сокращению бюрократического аппарата и оптимизации управления и многое другое. Но это темы уже совсем других статей.

ЗЗЫ: Спасибо Паршеву и Миронину за использованные теоретические наработки. Так как тема очень важная, сложная и дискуссионная, то буду рад любым замечаниям, пожеланиям и предложениям. Готов дополнять и перерабатывать.

Tags: экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments