?

Log in

No account? Create an account

alexandr_rogers

Previous Entry Поделиться Next Entry
06:49 pm: Образование и воспитание
Я годами (точнее, уже десятилетиями) бесконечно слышу стоны о том, что "образование всё хуже и хуже". Первые зафиксированные письменно подобные вопли датируются примерно седьмым веком до нашей эры в Древней Греции. Наверняка были и раньше, но просто ещё в дописьменную эпоху.

Обычно я не лезу в эту тему, потому что мне вполне хватает политики и экономики. Но эти бесконечные повторения одних и тех же мантр надоели, поэтому всё же выскажусь.

Для начала о своём личном опыте учёбы. Учился я в откровенно плохой школе (но перевестись не мог, потому что я учил немецкий, а таких школ в городе было всего две - и вторая на другом конце города). Например, в старших классах математичка, химичка и истеричка прямо с урока уходили в пустой соседний класс, где тупо бухали. Раз в неделю минимум, а в основном чаще. Иногда к ним присоединялся биолог. Физик дрался с учениками. Учительница русской литературы метала в учеников тяжёлые предметы. И так далее.

Однокрассники у меня были не лучше (кроме трёх человек). Половина класса состояла из дебилов, которых выгнали из других школ за неуспеваемость. Малолетние наркоманы и воры в наличии. Начало девяностых (школу я закончил в 1995 году) во всей красе.

В старших классах я иногда ходил в школу или с самодельным кастетом, или с заточкой (а что делать, если тебя под школой почти ежедневно подстерегают 4-6 человек?). А со своими будущими лучшими друзьями я познакомился, ударив одного из них железной трубой по спине. Романтика.

Мой спортивный клуб, куда я ходил заниматься, располагался в райончике, где пятилетние детки уже курили (некоторые в шесть уже успели бросить), а мальчики в десять иногда гуляли с ножкой от табуретки в качестве "аргумента". И я не утрирую и не сгущаю.

Классическое такое белое гетто. Как говорит один американский комик "Ду ю финк зис из бэд нейберхуд?".

Кстати, с учебниками тоже была беда (начало девяностых, нищета плюс долбаная украинизация).
Но несмотря на это я семь лет подряд приносил из школы "похвальный лист". Не знаю, сохранилось ли это явление теперь, поэтому поясню: похвальный лист - это такое приложение к табелю, которое ты получаешь, если у тебя в нём одни пятёрки (типа красного диплома, но за год учёбы в школе). Мама до сих пор где-то их хранит.

В старших классах уже не приносил, потому что у меня были постоянные конфликты с учительницей украинской литературы. Я ей говорил, что вся укролитература - это унылое селюковское убожество с его рассказами про "хатынку у вышневому саду", "отец украинской литературы" Котляревский - карточный шулер, Тарас Шевченко алкаш и лицемер (это было ещё до того, как Бузина написал свою книгу о нём), а Леся Украинка - лесбиянка и истеричка. Естественно, что после этого я с большим трудом получал даже "тройки" по укр. мове и литературе.

В остальном же я был лучшим учеником в школе - по алгебре и геометрии, физике, истории, географии и ещё ряду предметов. Учебник по геометрии (толстый такой, за 7-11 класс) я прочитал за два вечера, запомнил, и больше не открывал.
Явно же дело не в системе образования! Знания я получал не благодаря школе, а скорее вопреки.

Любовь к чтению и знаниям мне привили мама и дед. Они же всячески поощряли и развивали моё природное любопытство. И если ваш конкретный ребёнок плохо учится, то это на 80% ваша личная ответственность - вы сами его не заинтересовали и не мотивировали к учёбе.

В результате я иногда сбегал с уроков в библиотеку, а на самих уроках читал книги вне школьной программы. И получал знания всякими другими нестандартными способами. Например, решать некоторые виды уравнений меня научили старшие пацаны на спортивных тренировках.

И отец мой в те же времена, в начале девяностых, специально ездил в Киев за книгами. Представьте себе - вокруг тотальная разруха, безработица, нищета, бандитизм, а папа за книгами гоняется.
Каждую субботу он несколько лет подряд садился с этой проклятой "кравчучкой" в электричку в два часа ночи, в пять утра приезжал в Киев, первым поездом метро на Петровку (это оптовый книжный рынок), там набирал книг на продажу и сразу же назад. Каждая поездка позволяла отбить дорогу и оставить одну-две книги себе.

Плюс иногда книги не забирали в тот же день, и я заглатывал их, за сутки читая по 300-400 страниц. Классическую литературу, историческую, хорошие детективы, научную фантастику - самые разные.

В результате я сумел поступить на бюджет в ВУЗ (тогда это было очень непросто) и получил два высших образования. И после этого уже много лет не перестаю непрерывно самообразовываться.

Английский язык, кстати, я выучил вообще полностью самостоятельно. По фильмам с плохим переводом (когда одновременно слышно и русский перевод, и оригинальную английскую озвучку) и компьютерным играм вообще без перевода. И теперь на моём счету десятки переводов западных статей о политике и экономике.

А сейчас есть интернет, и куча мобильных гаджетов, с которых в него можно входить почти где угодно! И доступ к онлайн-библиотекам, университетским образовательным курсам, видеолекциям и туториалам. Сейчас научиться чему угодно на порядки проще.

Главная проблема - у огромного количества людей нет мотивации учиться.
И не только у детей, но и у взрослых. Люди, которые ни в школе, ни в университете не пытались получать ЗНАНИЯ, а просто "отбывали положенное", потом говорят "а зачем мне ещё учиться? я уже своё отучился!". И в голове пусто, и желания её наполнить тоже нет.
А дети смотрят на таких родителей, и тоже не видят смысла учиться.

В том, будет ли ребёнок стремиться к знаниям, 80% - это воспитание. А в воспитании главное - личный пример.
Когда вы в последний раз читали? А не художественную литературу? Насколько часто вы вообще это делаете?
P.S. Если не обленюсь, на днях напишу ещё и вторую часть - что действительно стоило бы поменять в системе образования.

Опубликовано https://news-front.info/2018/03/13/znaniya-nuzhno-poluchat-blagodarya-a-ne-vopreki-aleksandr-rodzhers/



Comments

Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
From:Сергей Шарыгин
Date:Март 13, 2018 03:02 pm
(Link)
Согласен, самое главное - мотивация. И да, в век Интернета было бы желание - научиться почти чему угодно есть возможность.
[User Picture]
From:bbv2612beta
Date:Март 13, 2018 03:08 pm
(Link)
Я последний раз читал утром. Не художественную - в обед, инструкцию к одному нашему оборудованию, на немецком ))
[User Picture]
From:alexa_bell
Date:Март 13, 2018 03:27 pm
(Link)
Наверное, Вы правы.
[User Picture]
From:legion_crassa
Date:Март 13, 2018 03:27 pm

Сколько

(Link)
капитала они там вернули относительно выведенного?

В цифрах пожалуйста!

[User Picture]
From:alexandr_rogers
Date:Март 13, 2018 03:43 pm
(Link)
Потапенко - не экономист. Потапенко - самозванец, выдающий себя за бизнесмена.
[User Picture]
From:Борис Семёнов
Date:Март 13, 2018 03:29 pm
(Link)
Не все же гении, как Вы. А для обычных людей важно что дают и как дают. Я в советской школе не блистал, но по сравнению молодёжью просто кладезь премудрости. Встретил одного студента в КПЗ (сидели за права), так он мне не мог поверить, что когда у нас лето - в Бразилии зима. Он спросил у коридорного, коридорный оказался таким же болваном. Гаджеты что ли им мозг засирают?
[User Picture]
From:pony_ybijtsa
Date:Март 13, 2018 03:48 pm
(Link)
Мне тоже такие попадались, которые не знали про лето в Южном полушарии. Ещё в до-гаджетную эпоху))) Хотя в эпоху гаджетов проблема только усугубилась (но опять же, смотря как использовать).

Мне тогда вообще непонятно назначение школ, вузов и ссузов, если не подача информации в удобоваримом для ребёнка/студента виде. Штаны просиживать и микробов набираться? Да и вообще, одно дело общаться с теми, кому хоть через силу вдолбили, что s=vt и "жи-ши пиши через и", а другое - с людьми, у которых ни грамма культурной прослойки.
From:imenem_serafima
Date:Март 13, 2018 03:39 pm
(Link)
Да это скорее от человека зависит, вернее его целеустремлённости. Мне, например, с книгами очень повезло в детстве. В доме, котором проходила вторая половина моего детства, была детская библиотека и взрослый читальный зал, где я и пропадал все свободное от учёбы время, пока мать не начинала бухтеть "когда ты уже начитаешься, пошёл бы с пацанами во дворе поиграл". Ну я ушёл и играл, возвращался в синяках и ссадинах, через 3-4 дня мать заводила новую песню "не надоели же тебе эти дружки-бандиты, шел бы почитать что-нибудь умное".

А я там все научно-популярные журналы перечитал за десяток-другой лет. Не считая всей отечественной и имеющейся зарубежной фантастики.

Мало кто знает о такой редкой фантастической трилогии, как "Гаяна" Аматуни. Она и по тем временам в дифцыте было. Несколько раз перечитал.

Edited at 2018-03-13 15:40 (UTC)
[User Picture]
From:alexandr_rogers
Date:Март 13, 2018 03:44 pm
(Link)
Зато все знают "Насикомые" Аматуи :)
[User Picture]
From:chervinskij
Date:Март 13, 2018 03:46 pm
(Link)
=== математичка, химичка и истеричка
Истеричка - это описка или характеристика характера? :)
[User Picture]
From:alexandr_rogers
Date:Март 13, 2018 04:20 pm
(Link)
Характеристика
[User Picture]
From:pony_ybijtsa
Date:Март 13, 2018 03:57 pm
(Link)
Не все дети - Роджерсы, не все родители - родители Роджерсов.
From:Татьяна Кучер
Date:Март 13, 2018 06:16 pm
(Link)
Жалко родителей кормили, одевали ,воспитывали а оно по гей клубах лазиит и еще умудряется там по хлебалу получать Пороть надобно было
[User Picture]
From:Буден Семенюк
Date:Март 13, 2018 04:18 pm
(Link)
обязательно напиши. в пику Семен-Костянычу это - я так думаю - будет куда как полезнее нежели слушанье евойного ОХанья.

Edited at 2018-03-13 16:19 (UTC)
[User Picture]
From:nietzsche_brot
Date:Март 13, 2018 04:21 pm
(Link)
Серьёзных книг за первые 27 лет моей жизни прочитано столько, что хватило бы на пятерых. Но с я прекратил читать с тех самых пор, как начал участвовать в экономической жизни. Образование мне всегда только мешало.
[User Picture]
From:lytrumsalicaria
Date:Март 13, 2018 05:55 pm
(Link)
Я чтенью - жизнь отдал.Душа в огне.
Глаза слепит сочувственная влага
и в жизни пригодилось это мне,
как в тундре туалетная бумага.

(С) И. Губерман.
[User Picture]
From:winged_crocodil
Date:Март 13, 2018 05:12 pm
(Link)
Как я вижу, по языкам мы коллеги! Изучал 5 лет немецкий под руководством невероятной В. М. Крыловой, потом ещё 2 - так себе препод. В институт пришёл и после двух занятий сдал немецкий экстерном. А английский потом выучил сам. Так же как вы, только дополнительно у меня был "Винни-Пух" на английском и полный сборник песен Битлз. Поэтому я до сих пор их знаю наизусть.
[User Picture]
From:hippy_end
Date:Март 13, 2018 05:26 pm
(Link)
Лично знаю семью, в которой отец читает ежедневно и в целом много самой разной литературы, включая научную, для повышения своего уровня знаний, мать тоже читает регулярно, хотя и художественные книжки, а вот сын... НЕ имеет ни малейшей мотивации к чтению, хотя его, как только научился читать ежедневно стараются приохотить к чтению, но он отбывает номер, думая, как возьмется за компьютерные игры

Причем отец и мать его в жизни более чем успешны - и именно благодаря мотивации к новым знаниям, так что с личным примером, казалось бы, всё в порядке, но...

В свое время учился в обычной советской средней школе в обычном провинциальном городе - так вот, в ней давали хороший уровень школьного образования, учителя на уроках учили, и книги читали многие, в первых классах так вообще большинство

Есть основания полагать (друзья детства), что так было и в других школах на рубеже шестидесятых и семидесятых

Это к реальной разнице в плане системы образования, хотя и сейчас, кто хочет, хорошее образование вполне получает )

Edited at 2018-03-13 17:28 (UTC)
[User Picture]
From:mari_fon_oldest
Date:Март 13, 2018 05:46 pm
(Link)
пусть ему дадут почитать книги жанра лит-рпг. Если любит компьютерные игры, его будет за уши не оторвать. Втянется, потом уже и все остальное заинтересует. Мой племянник до 13 лет читать не любил категорически. Пока не взял в руки Толкиена. С тех пор книги не выпускает из рук.
[User Picture]
From:X
Date:Март 13, 2018 05:30 pm
(Link)
лень -вот главный тормоз получения знаний
Савельев бы сказал, что это мозг пытается снизить энергопотребление :-)

Edited at 2018-03-13 17:30 (UTC)
[User Picture]
From:mari_fon_oldest
Date:Март 13, 2018 05:37 pm
(Link)
Совершенно верно. Я училась в замечательной деревенской школе у замечательных учителей советской закваски. закончила школу в 2002 году. В старших классах точные науки и литературу (в том числе и украинскую) наши учителя приняли решение преподавать по советским учебникам (частично потому, что старых учебников было завались, а новых - три на класс, частично потому, что новая программа была кошмарной) в 9 классе (в 2001 году) ввели 12-балльную систему оценивания (Вы, Александр, уже не застали этот маразм). Через год, пока система "обкатывалась" я реально на себе почувствовала плюсы такого оценивания. Кроме шуток, действительно считаю что 12-балльная система лучше. Дальше. У меня была замечательная учительница по украинскому языку и литературе. Так что украинскую литературу, прозу, а не поэзию (это даааа!) очень люблю. Поэзия для меня была бесконечной каторгой, после Лермонтова сотоварищи ломать язык и голову над козацким эпосом, мавками и катеринами было выше сил.
Есть такой фильм, называется "Украденное счастье", снятое хохлами по мотивам романа Ивана Франка. Там франковский сюжет обыграли в реалиях 90х годов. Кино было озвучено на украинском языке, и потом переозвучено теми же актерами на русском языке. Так вот, кино - замечательное на украинском языке. Но в русскоязычной озвучке кино это многое потеряло. Не знаю, что именно - какое-то свое очарование потеряло. Почувствовав такую огромную разницу, я теперь, когда есть интернет, стараюсь смотреть кино в оригинале с субтитрами. Так вот выучила на слух английский, польский, французский и испанский.
Вообще не понимаю проблем с образованием теперь, в интернетовскую эпоху. Столько ресурсов для образования, методик, столько библиотек - учи что хочешь и как хочешь, если не нравится именно твоя школа.
Сейчас открыла для себя мир Айзека Азимова. В 30-то лет! Сижу, работаю, слушаю начитки его книг и кайфую.

Edited at 2018-03-13 17:41 (UTC)
[User Picture]
From:X
Date:Март 13, 2018 07:26 pm
(Link)
я тоже об Азимове узнал из одной статьи Александра, нашел аудиокнигу об академии - очень понравилась, хотя в молодости я о его книгах ничего не знал, как и о нем.
Нас в советское время учили всему, но для меня проблемой осталось - как это связано с реальными задачами на производстве, вроде как и решать умею эти задачки, но как-то они оторваны от жизненных проблем.

Edited at 2018-03-13 19:26 (UTC)
[User Picture]
From:Сергей Полосин
Date:Март 13, 2018 06:21 pm
(Link)
Здравствуйте! Спасибо что затронули столь интересную тему.

Разрешите поделиться своим опытом в этом направлении. Работаю репетиром 8 лет и последние 2 года наставником для практикантов из колледжей и институтов в КБ. Преподаю математику, физику, химию.

Сразу оговорюсь что мои выводы субъективны - за все время работал продолжительно менее чем с 200 учеников, и обращаются ко мне люди с проблемами, а не те у кого все самостоятельно хорошо получается - на статистику это не тянет.

Общий уровень знаний у учеников, на момент начала занятий, за это время особо не изменился - главные проблемы:
1) Отсутствие мотивации, способности сосредоточиться на одном деле.
2) Отсутствие ответственности и корреляции между знаниями и оценками на уровне троек и четверок. Люди могут получать 3, 4 в 11м классе, но не уметь решать линейные уравнения или считать в столбик.
3) Мозаичность знаний даже у хорошо владеющих материалом, практически никто не осознает, что они имеют отношение к окружающему нас миру, а не находятся только на страницах учебников.
4) Уровень учебников заметно упал - много "воды", нагромождение терминов без их предварительного объяснения в книгах за 7-8 класс. Чаще стали встречаться спорные или неудачные определения. Задачники не соответствуют темам учебника, например задачи по физике за 7класс требуют знаний алгебры за первое полугодие 9го класса.
5) У большинства очень плохо с самостоятельным изучением материла. Не поняв что то, разобраться или найти объяснение даже при наличии всех нужных книг и интернета не могут от слова совсем.
6) Проблемы с выражением собственных мыслей - такое ощущение что с детьми не разговаривают и ни чего не спрашивают устно.
!) Из приятного отмечу что с мотивированностью все-таки ситуация улучшается, особенно 6-8 класс, и разительно вырос авторитет профессии инженер-авиаконструктор среди школьников. Значительно больше людей выбирает естественнонаучные и технические специальности, и все больше школьников сейчас занимается спортом.

А вот среди учащихся колледжей и родного МАИ наблюдаю чудовищный провал, хотя коллеги говорят что это мне в инсте с группой повезло, а в среднем все так же. Но когда подряд 12 выпускников политеха не могут рассказать теорему Пифагора, а некоторые не могут сложить 1/2 и 1/3, студенты рассказывают что не смогли подготовить доклад т.к этого не было в википедии, хотя я сам дал им учебник с нужным материалом....затрудняюсь корректно описать свои чувства в эти моменты.

Есть ощущение что очень многие не способны найти в себе упорство и
вовремя осознать необходимость учиться, даже среди обладающих хорошими способностями на старте... и если людей не заставлять, то знания и профессионализм останутся уделом одиночек энтузиастов.

Извините за такой длинный комментарий, просто тема очень близка. Спасибо за внимание.
[User Picture]
From:alexandr_rogers
Date:Март 13, 2018 08:21 pm
(Link)
Спасибо, достаточно системно. Заходите ещё)
Разработано LiveJournal.com