?

Log in

No account? Create an account

alexandr_rogers

Previous Entry Поделиться Next Entry
06:44 pm: Вторая статья про образование. Научить думать и научить учиться

Как и обещал, вторая статья "за образование". В этот раз с мыслями о том, что нужно менять в подходах и методах преподавания.
К сведению, когда-то, когда министром образования Украины был социалист Николаенко, а я в той же партии был главой региональной молодёжки, я делал для министерства образования аналитический доклад, что нужно реформировать в системе школьного и университетского обучения.
Тогда я проштудировал целый ряд профильных форумов, и собрал предложения и пожелания к системе образования со стороны
- учеников (преимущественно старшекласников);
- родителей;
- учителей;
- работодателей (каких знаний/умений/навыков не хватает молодым специалистам, которых они собираются принимать на работу).
Потом систематизировал эти данные, сгруппировал, обработал и на их основе сделал ряд предложений. Мою систему даже попытались внедрить в одном из ВУЗов, как пилотный проект, но потом власть в очередной раз поменялась, и на этот эксперимент все забили.
Итак, основными проблемами современного образования являются:
- так называемая "инфляция образования";
- низкий уровень остаточных знаний;
- оторванность теории от практики;
- бессистемность и мозаичность преподаваемых материалов.
Инфляция образования (особенно высшего) - это когда наличие диплома не гарантирует ни высокого интеллекта, ни эрудированности, ни качественных профильных знаний. Произошло это в девяностых годах, когда открылось огромное количество частных ВУЗов, не ставивших задачу давать качественное образование, а попросту торговавших дипломами. Полностью это явление не изжито до сих пор.
С другой стороны, немалая часть школьников и студентов не мотивированы в получении знаний, а просто "отбывают номер". Их задача - не выучиться, а "получить корочку".
Между тем мой личный опыт (и опыт большинства моих знакомых) показывает, что за почти 20 лет после окончания ВУЗа никто никогда не смотрел на мои дипломы. Всех всегда интересовало, что я знаю и умею. О наличии диплома меня за все эти годы спросили всего один раз, уже после успешного прохождения собеседования - причём это была чисто юридическая формальность, потому что я устраивался на госслужбу, и там наличие "вышки" было прописано законодательно. Всё остальное время эти два кусочка пластика пылятся где-то у родителей в шкафу.
Поэтому я предлагаю очень простую штуку - отменить дипломы в ВУЗах. За ненадобностью и бессмысленностью (может не везде, у медиков и некоторых других специалистов ситуация принципиально отличается).
При этом выпускные экзамены (как минимум, в государственных) в ВУЗах оставить - но не для оценки студентов, а для оценки эффективности работы преподавателей. Причём это обязательно должно быть внешнее тестирование.
Любые попытки сертификации образования приводят только к коррупции - это прекрасно описывает Руслан Карманов, когда пишет о ситуации с сертификатами Cisco и Microsoft. Дошло до того, что придумывают абсолютно бесполезные курсы, лишь бы продать красиво звучащий диплом. Менеджер по транспортировке жидкостей в мелкодисперсной таре.
И вот выходит студент после пяти лет обучения в ВУЗе, а ему на руки ничего не дают. И если он всё это время не учился, а протирал штаны, то "прощайте, зря потраченные годы". После чего на вопрос "А зачем ты там вообще был?" нет ответа. Нет иллюзии успеха "Ура, я добился!", а есть только знания (или их отсутствие).
Второй момент - это изменение самой постановки задачи обучения. На сегодняшний день задача условно звучит "засунуть в голову ученику побольше знаний". В результате лучшие результаты показывают те, кто действует по принципу ЗЗЗ - зазубрил/здал(шутка, сдал)/забыл.
На выходе имеем уровень остаточных знаний ниже 25%, плюс абсолютное неумение думать и самостоятельно учиться.
Поэтому основными задачами обучения в школе (кроме базовых вещей типа научить писать и считать) должно стать:
- научить думать;
- научить учиться.
То есть ввести в школьный курс обучения основы логики и педагогику (как науку о методах обучения и самообучения).
Третий момент - во всех практических предметах (математика, физика, химия и даже труд и физкультура) добиваться формирования устойчивых навыков решения задач. Знание теории позволяет формировать умение решение задач (правильную последовательность действий), а многократное повторение умения приводит к формированию навыка.
Когда меня учили, эта цепочка называлась ЗУН - знание/умение/навык. В результате того, что Надежда Борисовна Дубова заставляла нас решать по 70-90 однотипных уравнений, меня и сейчас ночью разбуди, а я и биквадратное уравнение решу, и интеграл возьму, и производную с первообразной найду.
Опять же, нужно всегда объяснять практический смысл получаемых знаний. Например, вся математика, которую у нас чаще всего преподают как некий набор абстракций, имеет физический смысл (об этом подробно есть в статьях профессора Арнольда). Без понимания физического смысла стать хорошим математиком невозможно.
Умение мыслить логично и системно важнее механического запоминания формул и определений. Как-то я плохо подготовился к экзамену, и не выучил доказательство теоремы Крамера. Но посидев полчаса и подумав логически я доказал её самостоятельно (у меня, правда, получилось на несколько действий длиннее, чем в учебнике, но результат сошёлся).
Математика ЛОГИЧНА! Как можно преподавать математику вообще, и высшую особенно, не преподавая логику - я не понимаю.
Повторюсь: всего три навыка - чтения, логического мышления и умения самостоятельно обучаться (находить и системно усваивать информацию)  - позволяют человеку в дальнейшем самостоятельно изучить практически любую отрасль знаний и освоить большинство профессий (если это, конечно, позволяют его физические кондиции).
А уже дальше к этому "прикручиваются" естественные и гуманитарные науки для всестороннего развития личности.
И нужно правильно расставлять приоритеты. Если вы не помните точную дату, когда произошла Куликовская битва - это не страшно. Понимать предпосылки и последствия этого события гораздо важнее.
Ещё раз: школа должна научить думать и научить учиться. Всё остальное приложится.

Опубликовано https://news-front.info/2018/03/16/shkola-dolzhna-nauchit-dumat-ostalnoe-prilozhitsya-aleksandr-rodzhers/



Comments

Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]
From:vadimzaharenko
Date:Март 16, 2018 02:50 pm
(Link)
>Менеджер по транспортировке жидкостей в мелкодисперсной таре
Я извиняюсь но по отдельности я эти слова понимаю, а вот вместе нет

ШО ЭТО ТАКОЕ?

Особо не вяжется словосочетание мелкодисперсная тара

Edited at 2018-03-16 14:52 (UTC)
[User Picture]
From:alexandr_rogers
Date:Март 16, 2018 03:47 pm
(Link)
А "носить воду в решете" доступнее? :)
[User Picture]
From:turbolunokhod
Date:Март 16, 2018 02:58 pm
(Link)
При И В Сталине логику преподавали .

haVe3N7DWVc

Но потом Хрущ это все прикрыл

Кстати , тут есть шанс отменить ЕГЭ https://turbolunokhod.livejournal.com/1064054.html

Слабенький ,конечно ,шанс ,но вдруг...
From:indept
Date:Март 16, 2018 03:00 pm
(Link)
Не трогайте ЕГЭ, а сначала разберитесь как оно устроено и попробуйте набрать баллов 90 по математике или физике.
From:indept
Date:Март 16, 2018 02:59 pm
(Link)
Все правильно Вы пишете. А как решать проблему отсева лучших при приеме на ограниченное количестве мест в ВУЗах?
[User Picture]
From:vitsky
Date:Март 16, 2018 03:01 pm
(Link)
Я как-то размышлял, куда делась из школьной программы "Логика". И пришёл к выводу, что она плавно перекочевала в булеву алгебру и предмет "Информатика". У программистов обычно с логикой, в том числе общебытовой, всё ок. Хотя и не всегда.

Edited at 2018-03-16 15:02 (UTC)
[User Picture]
From:turbolunokhod
Date:Март 16, 2018 03:11 pm
(Link)
При Хруще не было информатики
[User Picture]
From:X
Date:Март 16, 2018 03:24 pm
(Link)
про высшую математику и ее применение в жизни - 100500, как собственно и во всех предметах. В истории так понимание причин и следствий событий ведет к пониманию международных отношений в ретроспективе и пониманию сегодняшнего момента.
у меня тоже был мат.класс в средней школе (чтоб в него попасть нужно было за лето решить 1000 задач из сканави).
даже наши троечники были лучшими в вузе, а за гос.экзамен наша классная вообще не переживала как другие учителя других классов. Только все это она делала бесплатно и чтобы остались знания у детей. Но выпустив нас ее директор все-таки изжила т.к постоянно требовала от нее сбора денег с родителей.
Если бы еще была какая-то связь по временной шкале между событиями и деятелями появилось бы не мозаичное а целое представления об прошедших эпохах, например изучаем какой-то период истории - значит на литературе, физике, химиии, истории рассказываются те события, открытия и деятели, которые тогда жили и возможно общались между собой...
[User Picture]
From:yadocent
Date:Март 16, 2018 03:45 pm
(Link)
Это тот самый помаранчевый мудак Николаенко, который пытался снять нашего ректора за то, что во время 1 майдана он не за Ющенко был.
Неважная рекомендация.
[User Picture]
From:alexandr_rogers
Date:Март 16, 2018 03:48 pm
(Link)
Я в курсе. Но это не он меня рекомендует, а я делал при нём программу реформ.
[User Picture]
From:Igor Zuykin
Date:Март 16, 2018 04:06 pm
(Link)
школа должна научить думать и научить учиться. Всё остальное приложится.
Всё таки надо учить и образовывать качественно?

Edited at 2018-03-16 16:06 (UTC)
[User Picture]
From:Sergey Berg
Date:Март 16, 2018 04:19 pm

То есть ввести в школьный курс обучения основы логики

(Link)
"То есть ввести в школьный курс обучения основы логики и педагогику (как науку о методах обучения и самообучения)". Это как раз может и обесценить идею,ученики будут вынуждены посещать предмет с таким названием "основы логики и т.д",который ведет учитель скучный,нудный и которому по большому счету плевать на них. Опять хорошая идея может быть обнулена исполнителями. Наверное,нужно будет ввести какие-то свободные психо-уроки,когда педагог-психолог(если конечно он горит идеей)находит мотивацию для каждого,для его развития. Когда интеллект и знания становятся чем то соревновательным,навроде накачанных мышц,но только лучше. Подростки склонны соревноваться,но в их возрасте основной приоритет к сожалению имеет физическая сила и красота также физическая(но в принципе это и нужно для первоначального выживания,все же мы еще где-то первобытны,или природа не успела нас перестроить под современные условия). Потому основная задача избавиться от природного замка,и суметь направить энергию молодых на развитие интеллекта,эту энергию они легко тратят в качалках или на другую хрень. Но приходят к тому,что надо было учиться уже в зрелом возрасте. Хотя конечно это все фантастика,нашему бы населению не отупеть окончательно. Зашел тут к некой Елене Миро и просто охренел от ее глупого поста и от кучи комментариев ее читателей. Ни Роджерсу ни Калашникову такое количество подписчиков и читателей никогда думаю и не снилось. Про что тут говорить?

Edited at 2018-03-16 16:21 (UTC)
[User Picture]
From:Sergey Berg
Date:Март 16, 2018 04:49 pm
(Link)
А идея хорошая,но с исполнением могут быть сложности. Да и вообще человек остается животным, и озабочен выживанием своего потомства,даже если себя таковым не считает,подсознательно все равно это так. И думаю люди случайно оказавшиеся у власти,или не случайно,но заслуженно,все равно будут считать ,что их дети достойны большего чем все остальные,потому не будут заботиться об образовании других детей,которые могут их детям составить конкуренцию,своих будут отправлять в лучшие школы мира,других специально дебилизировать.Но это если мир наконец станет глобальным,когда исчезнут государства и мир будет един.А пока есть национальные государства это палка о двух концах,возможны любые войны,в том числе экономические и специальная дебилизация своего населения может элите любого государства вылезти поражением
[User Picture]
From:nazar_rus
Date:Март 16, 2018 05:09 pm
(Link)
1. Штудировать профильные форумы - это примерно как дурдомом управляют пациенты.
2. Вы как-то определитесь, о каком образовании речь идет - о среднем или высшем (это принципиально важно, поскольку цели и задачи разные), поскольку редкостная каша в тексте.
3. Не смотрят дипломы потому, что о них узнают из резюме. После чего - зачем их смотреть-то, если и так понятно? ;-)
4. Если мы отменяем дипломы - давайте вообще все документы поотменяем - а чего, раз нигилизм, то до логического конца.
5.Оценок эффективности преподавателя и так дохрена, Вы просто о них не в курсе. А выпускные экзамены как раз и проверяют сформированность компетенций (те самые ЗУН, с которыми так и не прекращали работать и формировать). Никакого "засунуть в голову побольше знаний" и близко нет.
6. Задачами обучения в школе как раз и является формирование компетенций, в которые и входят эти самые "нвучится думать и учится". Ну откройте образовательный стандарт и прочтите, прежде чем такие статьи ваять. А то смешно получилось у Вас.
[User Picture]
From:alexandr_rogers
Date:Март 16, 2018 06:02 pm
(Link)
1. Обоснуйте.
2. Я посвятил часть текста одному, часть текста другому.
3. Вообще не смотрят. Спрашивают, что умеют, а не где (и, кстати, на кого) учились.
4. Не вижу логики.
Ну и так далее...
(SPAM)
[User Picture]
From:is_pavel
Date:Март 16, 2018 05:56 pm
(Link)
Из психологии 25% получают знания, 50% учатся по настроению, 25% простирают штаны. Процент никогда не поменяется.
From:rytovkopat
Date:Март 19, 2018 06:37 am
(Link)
В спортивных школах процент, возможно, и похожий. Но если не отсеивать наборы, то все выпускники будут иметь серьёзные умения по профилю школы, даже если профессиональными спортсменами и не станут.
[User Picture]
From:superzabic
Date:Март 16, 2018 06:10 pm
(Link)
Из опыта: учатся там, где учителя хотят учить. И школы с хорошей материальной базой. Когда- то из столичной республиканской школы пришлось переехать районную. И все достижения покрылись медным тазом. Учителя скучные и неинтересные, отбывающие просто свою работу. Мотивировки научить, дать знания-ноль.
[User Picture]
From:Андрей Ряснянский
Date:Март 16, 2018 06:28 pm
(Link)
Вы и правы, и неправы одновременно. Если Вы сначала получили импульс в хорошей школе, то желание получить новые знания должно остаться. Да, очень много зависит от личности учителя - если он вызывает отвращение, то это переносится на нелюбовь к предмету. Но в основе своей должно быть ваше желание, учебники в СССР были везде одинаковы. И по-моему до сих пор учатся по алгебре Колмогорова, физике Буховцева и Кикоина. Если бы вы побывали на лекции Колмогорова-любовь к алгебре в Вас точно бы не проснулась, мне довелось после 9 класса побывать в Дубне на его занятиях в летней физматшколе. Но всё-таки главное- Ваше желание.
[User Picture]
From:djagerdjack
Date:Март 16, 2018 06:17 pm
(Link)
Про математику вы точно заметили, что нету задач из жизни, особенно после интегралов и производных. Мне только в универе на мат.кафедре такие задачки заряжать начали. Да и про диплом во многом верно, но я думаю время диктует свои методы решения задач. В данный момент вполне можно завести спец сеть, где будут все результаты различных сфер деятельности в режиме онлайн. Да и педагогику не плохо объединить с азами психологии.
From:ivan_vatnik
Date:Март 17, 2018 02:58 am
(Link)
Если вы домохозяйка, то наверное, с вами согласился.
From:mihail_denisov
Date:Март 16, 2018 07:58 pm

mihail_denisov

(Link)
Андре Вейль совсем не знал физики. И кто осмелится сказать, что он не был хорошим математиком? Арнольд вот не осмелился, хотя и наезжал на бурбаков - они, де, сбились в кучу из-за недостатка у каждого личной математической силы. Однако один из бурбаков, Гротендик, среди лидеров на "конкурсе на звание" первого математика 20-го века, а Арнольд нет. И Гротендик тоже физикой не интересовался.
Свыше ста лет математика при бурном своём развитии почти не имеет приборного и машинного выхода. А те, кто занимается космическими полётами и ядерными реакторами, являются инженерами, а не математиками. Келдыш, например, обижался, что его на Западе не признали большим математиком. Но не признали его заслуженно, потому что в собственно математику он вклада не внёс. И ни одно математическое открытие Арнольда не воплотилось в приборе.
Из-за этой оторванности современной математики от техники и стали возможны российские победы и американские поражения в разработке оружия - ведь в США отличная математическая инфраструктура (семинары ведущих математиков, кафедры в университетах, журналы, конференции и т.д.), а в РФ хреновая.

Edited at 2018-03-16 19:59 (UTC)
[User Picture]
From:dan_kasheev
Date:Март 16, 2018 08:03 pm
(Link)

Последнее предложение поста точь в точь повторяет итоговую мысль всех учителей, с которыми я общался и которые имеют интерес к своему делу и огромный опыт работы.
Я до сих пор немного удивлён, что система образования в  РФ позволяет добиться хоть кому-то хоть чего-то. Ибо это так сказать "не профильная задача".

Разработано LiveJournal.com